Не успели местные власти оправиться от шока, вызванного обещанием Федеральной антимонопольной службы расторгнуть в судебном порядке договоры, по которым земельные участки под жилищное строительство были предоставлены без проведения аукционов, как им приготовили новые испытания.
Владимир Путин незадолго до ухода с поста потребовал подготовить закон, который позволит изымать в пользу государства земельные участки, распроданные муниципалитетами в обход законодательства. В первых указах новоизбранного президента Дмитрия Медведева вопросы жилищного строительства также заняли ведущее место. Так, указ президента "О мерах по развитию жилищного строительства" предусматривает передачу земель, находящихся в федеральной собственности, в земельный фонд для последующего строительства жилья. Речь идет о миллионах гектаров, и в перспективе такая мера увеличит темпы строительства и снизит его стоимость. Надо отметить, что идею о создании специального фонда и изъятии под жилую застройку федеральной земли Дмитрий Медведев высказал еще до вступления в должность - в начале апреля.
Во время действия переходных положений Земельного кодекса масса участков действительно распределялась самыми экзотическими способами. Среди "земельных" документов в разных регионах страны встречаются такие, как "государственные акты на землепользование", "договоры о предоставлении земли в ссуду" и т. п. Попытка навести порядок была предпринята в начале 2001 года с выходом закона, предусматривающего разграничение земель. Тогда предполагалось, что Росимущество составит списки земельных участков, определив, кому принадлежат те или иные территории. Но намеченные планы так и не были реализованы, до 2005 года в Земельном кодексе не было закрытого списка объектов, под которые государство имело право изымать земли. Такой перечень появился в 49-й статье кодекса только в январе 2008 года.
Как забирать будут?
В то же время эксперты также затрудняются определить, каким образом можно изъять земельный участок у собственника, не выходя за рамки действующего законодательства. Подобные вопросы могут решаться исключительно в суде, но никак не путем принятия рамочного закона.
Как отметил главный специалист отдела госконтроля управления Роснедвижимости по Ярославской области Евгений Черепенин, его организация изъятием земель отнюдь не занимается - это дело местных муниципальных властей. А исполняющий обязанности руководителя Роснедвижимости по Ярославской области Валентин Малыхин разъяснил порядок действий по изъятию земель. Он сейчас выглядит так: сначала инспектор Роснедвижимости выявляет факт нецелевого использования земли (или просто неиспользования) и составляет об этом акт, потом происходит проверка на предмет устранения нарушений и только после этого, если нарушения не устранены, документы передаются муниципальным властям, которые уже через суд могут решать вопрос об их изъятии. При этом Валентин Малыхин честно признал, что земельные вопросы для наших судов дело новое и тяжбы такого рода могут тянуться по нескольку месяцев, а то и лет. Так что итогов пока нет...
Не используешь? Отдавай!
Между тем губернатор Ярославской области Сергей Вахруков на заседании правительства области еще в конце января 2008 года поручил региональным властям провести за полтора месяца ревизию площадок, выделенных под жилищное строительство, но не используемых по назначению. По словам Сергея Вахрукова, объем выделенных площадок значительно больше, чем нужно для запланированного на ближайшие три года строительства.
- Все ждут увеличения стоимости площадок, а строить на них не собираются. Цена повысилась - продали. И таких участков очень много... Если площадка не используется, ее нужно забрать и передать тем застройщикам, которые могут реально увеличить объем строительства жилья, - сказал губернатор.
Он отметил, что в регионе не хватает серьезной массовой застройки, которая бы помогла снизить стоимость жилья. В то же время, по мнению представителей администрации области, надо упорядочить на местах правила землепользования и отведения земель под застройку, а также всю градостроительную документацию.
- С 1 января 2008 года у муниципальных образований пропадает право переводить земли, изымать и резервировать их для муниципальных нужд при отсутствии планировочных документов и генплана. С 1 января 2010 года не будет возможности выдавать разрешения на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, - сообщил начальник информационно-правового отдела департамента градостроительства Виктор Жучков.
Заранее предвидя сложное финансовое положение в муниципальных округах на создание необходимого пакета документов, департамент впервые за 20 лет смог пробить на эти цели областное финансирование - более 100 млн. рублей. Однако освоенными на сегодняшний день считаются только 3 млн. рублей. На местах предпочитают пользоваться пока старыми нормативными документами...
Перечень объектов государственного или муниципального значения, под которые можно изымать земли:
1. Объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения.
2. Объекты использования атомной энергии.
3. Объекты обороны и безопасности.
4. Объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения.
5. Объекты, обеспечивающие космическую деятельность.
6. Объекты, обеспечивающие статус и защиту государственной границы Российской Федерации.
7. Линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий.
8. Объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения.
9. Автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов.