Всего четыре дня осталось до торжеств, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мы продолжаем серию публикаций о тех, благодаря кому мы разгромили фашистов в 1941-1945 годах. Сегодня о своей фронтовой жизни нам рассказал Александр Каменецкий, за четыре года войны побывавший и разведчиком, и партизаном, и пленным.
- Александр Феофанович, где вас застала война?
- Когда немцы напали, мне было 15 лет. Вместе с родителями и братом жил на Украине, в городе Малая Виска. Рядом находилась красноармейская застава, куда я очень часто до войны бегал. Вместе с солдатами ходил на стрельбы, ребята меня учили приемам нападения и обороны. Когда в первых числах августа немцы ворвались к нам, застава снялась и попыталась пробиться к своим, но неудачно. Из 28 человек в живых остались только семеро и их раненый командир. Он, как только пошёл на поправку, организовал партизанский отряд. Сначала там было человек 30, потом уже 200. Нас, молодых ребят, позвали туда разведчиками.
- Свою первую вылазку помните?
- Нам стало известно, что на станции стоят вагоны, где немцы держат пленных. Задача была - снять часовых и освободить солдат. Но среди них были раненые, как с ними быть? Разместили их в одной из хозпостроек совхоза, и как назло туда стали шастать жандармы. Нельзя было допустить, чтобы они наткнулись на наших.
Дорога, по которой обычно ездили жандармы, проходила через лесопосадки. Немцы передвигались на бричке, и мне нужно было схватить и удерживать лошадь, пока двое других ребят будут расправляться с врагами. Лошадь-то я схватил, но не учёл, что на мне очень лёгкие тапочки вроде кед. Она встала на дыбы и подковой пробила мне ногу. Еле удержал. После этого на нас началась настоящая охота, пришлось скрываться у тётки в подвале, лечить ногу.
- Как вы попали в плен?
- Нашу группу послали подорвать железную дорогу, и мы попали в засаду. Командир велел оставить оружие и пробиваться к своим, но у меня не получилось. Так я попал в концлагерь Катовицы в Польше. Жил там несколько месяцев, если, конечно, это можно назвать жизнью.
- Вам удалось бежать?
- Да, мы находились недалеко от металлургического комбината, на который в один счастливый для меня день англичане совершили налёт. Несколько бомб попало и в лагерь, началась суматоха. Ну, я этим и воспользовался. Пробежал из последних сил почти 12 километров и вышел к хутору. Выбора не было, пришлось туда заглянуть. Жил там поляк, он меня приютил, подкормил немного, наметил дальнейший маршрут. Так и пробирался на родную Украину. В населённые пункты не заходил, питался одной брюквой. И пришёл-таки домой! Потом попал в 27-ю гвардейскую мотострелковую дивизию, в разведроту. Всю войну разведчиком и провоевал.
- Александр Феофанович, наград у вас много, расскажите о самых первых.
- Первая моя награда - медаль "За отвагу", потом - "За боевые заслуги". К батальону, который попал в окружение, нужно было прорваться с рацией. Я со станцией за спиной, с мешком и автоматом пополз по минному полю. Опасность заключалась и в том, что окружённые не знали, будет ли кто к ним прорываться, и вполне могли принять меня за немца. Но всё обошлось. Вторая медаль "За боевые заслуги" досталась после операции в Словакии. В одном из городов надо было захватить костёл, установить там радиосвязь и корректировать огонь. Когда подошли к костёлу, оказалось, что в нём живут немцы. Мы сумели прорваться на второй этаж, установили радиостанцию и всё это время закидывали фрицев гранатами. А они нас и миномётом пытались выжить оттуда, и выкуривали - всё без толку.
- Где встретили победный май?
- В Праге. Довелось побывать и в Берлине, написал на рейхстаге свою фамилию. Потом домой съездил. Кстати, родители очень долго считали, что я погиб, а потом получили от меня письмо. Что они чувствовали, словами не описать!
Долгое время моя жизнь была связана с армией, а потом ушёл на гражданскую специальность - 26 лет работал директором пансионата. А сейчас я директор областного совета ветеранов, так что спокойной жизни до сих пор нет.
- Вам ли задумываться о спокойной жизни! Вы ведь, кажется, недавно женились?
- Да, в 2005 году скончалась моя первая жена, с которой мы прожили более 50 лет. Нажили с ней двух дочерей, трех внучек, двух правнучек и одного правнука. Повторно не хотел жениться, но надоело чуть ли не ежедневное сватовство, и решился вновь на этот шаг. (Смеётся.) Супруга моложе меня на 27 лет, живём мы дружно.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть