Старое «Слово» на новый лад
Зрителям предстояло увидеть уникальный синтез классической музыки, хорового пения, песочной графики, проецирующейся прямо на стене звонницы, и художественного чтения.
Режиссёром действа стал обладатель «Золотой маски» Геннадий Шапошников. Текст классического произведения древнерусской литературы читал народный артист России Сергей Гармаш. Дмитрий Волосников, еще один призёр «Золотой маски», дирижёр столичного театра «Новая опера», соединил в одно произведение фрагменты из опер и произведений известных русских композиторов – Римского-Корсакова, Бородина, Агафонникова, Мусоргского и Прокофьева.
- Я не случайно собрал произведения ХХ века. Текст «Слова» сегодня воспринимается довольно сложно, а эта музыка может помочь приблизить его к нам, сделать более понятным, современным, - объясняет свой выбор дирижёр.
Целью авторов проекта было напомнить о своей истории и культуре, о том, что всё повторяется и распри внутри страны всегда приводили к катастрофам, ещё со времён Древней Руси.
- Сейчас невероятная проблема с чтением и отношением к нему, этому поколению грозит глобальная нравственная депрессия, - сказал Сергей Гармаш. – Если после нашего выступления хотя бы десять человек молодого возраста пойдут и прочитают «Слово о полку Игореве», можно считать, что мы добились своего.
Храмы из песка
Площадка перед звонницей Спасо-Преображенского монастыря была полна народу. Люди сидели на скамейках, забирались на музейные лестницы, тянули шеи и смотрели во все глаза.
Несмотря на то, что проект «Слово о полку Игореве» начал готовиться ещё за полгода до Преображения, первая совместная репетиция хоров из Ярославля, Костромы, Москвы, звонарей, чтеца Сергея Гармаша и художницы по песку Лилии Чистиной состоялась только за сутки до выступления. В первые минуты масштабного проекта, задуманного как чётко слаженное, синхронное действо, артисты разгонялись, подстраивались, входили в ритм. Но скоро всё сладилось. На сцене плакали, гремели, славили больше сотни голосов.
Хрупкая маленькая художница Лилия Чистина на столике рисовала картины, похожие на знакомые нам с детства иллюстрации к «Слову», - строила из песка храмы, отправляла войска на битву. Баталии сменяли пейзажи и портреты. Все это проецировалось на старинной белокаменной звоннице. А там звенели колокола. Из-под сводов доносился древний русский песенный плач и растворялся в густо-синем небе.
Зрелище притягивало, завораживало, и когда стихли последние музыкальные аккорды, потрясённые зрители с минуту сидели молча, и лишь потом взорвались аплодисментами.