aif.ru counter
19.08.2013 16:49
Алла СМИРНОВА
81

На «Преображении» исполнят Гребенщикова. Худрук капеллы «Ярославия» о том, как привлечь зрителя

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Аргументы и Факты - Ярославль 21/08/2013
Фото из архива В. Контарева

В Ярославле сейчас проходит XXI Фестиваль искусств «Преображение». Разнообразная музыкальная и выставочная программа привлекает посетителей со всех уголков России и ближнего зарубежья. А участие в этом мероприятии давно стало для музыкантов престижным. О фестивале, музыке и культурном воспитании молодёжи рассказал один из участников «Преображения» - художественный руководитель и главный дирижёр Филармонической хоровой капеллы «Ярославия»,  лауреат областной премии им. Л.В.Собинова, профессор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского Владимир Контарев.

Алла Смирнова, АиФ-Ярославль: Владимир Викторович, чем лично для вас стало «Преображение»?

Владимир Контарев: Это очень серьёзный фестиваль, он с каждым годом набирает авторитет и популярность. На «Преображение» стремятся приехать многие артисты, но далеко не всегда это удаётся. Достаточно вспомнить фестиваль прошлого года. Это был настоящий праздник. В нём приняли участие несколько прекрасных хоровых коллективов, широко известных не только в России, но и далеко за её пределами. К нам приезжал Московский государственный академический камерный хор В. Минина, Республиканская хоровая капелла им. А.Юрлова, Государственный академический хор «Латвия». Традиционно в фестивале принимала участие и Филармоническая хоровая капелла «Ярославия». Были представлены изумительные художественные программы, вызвавшие восторженный приём у слушателей и музыкальной общественности. 

А.С.: В первый день фестиваля прозвучала оратория на стихи Бориса Гребенщикова, которая вызывает самые разные суждения…

В. К.: Не вижу ничего неоднозначного в этой оратории. Андрей Микита - прекрасный композитор, тонкий и глубокий музыкант, много и успешно работающий в жанре современной церковной музыки. Если он выбрал тексты Бориса Гребенщикова, то это случайностью не назовёшь. Тут дело вкуса: кому-то это сочинение, как и творчество Гребенщикова, может нравиться, кому-то нет. Но, по моему убеждению, сочинение прекрасное, и авторов нужно с ним поздравить.

А. С.: Такие произведения, на ваш взгляд, как-то способствуют популяризации классической музыки, подогревают к ней интерес?

В. К.: Думаю, что люди, разбирающиеся в музыке, имеющие достаточный художественный и музыкальный опыт, к подобным программам относятся горячо и с большим вниманием. Современное музыкальное сочинение в жанре оратории - это очень большая редкость в наше время. Оно не может оставить любителей музыки равнодушными, но может заинтересовать их, привлечь в концертные залы.

А. С.: На концерты классической музыки сегодня ходят в основном люди среднего и старшего поколений. Молодёжи мало. Что нужно сделать, чтобы публика в филармонии «помолодела»?

В. К.: Классическая музыка должна быть более доступна и звучать не только в филармонических залах, но и на радио, на телевидении. Не так часто удаётся увидеть и услышать на наших центральных каналах какие-либо музыкальные передачи. Есть, правда, специальные теле- и радиоканалы, где можно послушать классику, но их очень мало. А ещё обязательно должна быть качественная и серьёзная реклама.

А. С.:  По вашему мнению, такое положение дел влияет на снижение уровня культуры?

В. К.: Естественно! Неужели вы думаете, что человек, регулярно «питающийся» боевиками или передачами сомнительного содержания, на следующий день пойдёт в филармонию слушать Баха или Рахманинова? Сомневаюсь. Нам необходимо большее количество образовательных, культурно-просветительских передач, концертов, драматических спектаклей и настоящих, глубоких фильмов. Необходимо воспитывать публику, общество. А этим нужно серьёзно заниматься.

А. С.: Отчего мы становимся такими бескультурными? Может, оттого, что в наше непростое время в первую очередь думаем, как заработать?

В. К.: В этом вопросе существует много факторов, и финансовые проблемы имеют место. У человека не всегда хватает денег на содержание своей семьи. Он вынужден работать и постоянно подрабатывать, чтобы обеспечивать себя и своих близких. Он устаёт, ему не на что и некогда ходить в театр или на концерт, а потребление материальных благ растёт. Духовное и интеллектуальное развитие при этом отодвигается на второй план. Возможно, это не случайно: ведь чем ниже духовный и культурный уровень общества, тем легче с ним справиться. А у такого общества нет будущего.

А. С.: Легко ли сейчас живётся самим музыкантам?

В. К.: Музыкантам всегда жилось непросто. Я даже не имею в виду финансовые вопросы, хотя и это очень важно. Много концертов бывает, много переездов. Часто приходится играть одни и те же программы, что тоже надоедает, а чтобы выучить новую, иной раз просто не хватает ни времени, ни духовных, ни физических сил.

А. С.: Тем, кто сегодня стоит перед выбором профессии, вы посоветовали бы идти в музыканты?

В. К.: Если человек к этому стремится, если не мыслит свою жизнь без музыки, то надо идти. Как бы трудно не было. А если он может без музыки свободно обойтись, а временами просто не вспоминать о ней, то стоит ли?



Досье

Владимир Контарев родился 21 февраля 1952 г. в Ереване. Закончил отделение хорового дирижирования Музыкального училища при МГК им. П.И.Чайковского, затем Московскую консерваторию им. П.И.Чайковского. Военную службупроходил в Ансамбле песни и пляски МВО.  С 1979 года преподаёт в Московской консерватории. С 1991 года - художественный руководитель и главный дирижёр Государственного камерного хора.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество