В «Единый государственный реестр объектов культурного наследия» на днях внесён ансамбль хлопковых магазинов второй половины XIX века Ярославской Большой мануфактуры (ЯБМ). В него вошли пять зданий, специально приспособленных для хранения сырья. Новый статус повышает шансы на сохранение этого объекта и, конечно, значительно облегчит работу хранителей исторических ценностей Ярославля.
Суть времени в кирпиче
«Ансамбль, то есть все пять зданий, входящих в него, отнесён к категории объектов культурного наследия регионального значения. Он отражает пути развития промышленной архитектуры, освоение старейшего промышленного района Ярославля, - пояснил директор департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области Александр Филяев. - Здания кирпичные, выполнены в стиле, характерном для промышленных зданий второй половины XIX - начала ХХ века».
Предназначались эти складские помещения для хранения хлопкового сырья, продукции и других материалов одного из крупнейших предприятий того времени - «Торгово-промышленного товарищества Ярославской Большой мануфактуры». В 1890 году ЯБМ занимала среди фабрично-заводских предприятий европейской России девятое место по величине производства, а среди текстильных - четвёртое.
Первоначально фабрика работала на заграничном хлопке, в основном американском, но после присоединения Средней Азии к Российской империи владельцы ЯБМ купцы Карзинкины купили обширные хлопковые плантации. В Бухаре и Фергане компания построила хлопкоочистительные заводы, откуда хлопок переправлялся в Ярославль.
«Активное строительство, развернувшееся на территории ЯБМ, было связано с модернизацией производства. Строительство исследуемых зданий связано с необходимостью хранить сырьё для производства хлопчатой (хлопчатобумажной, «бумажной») пряжи, а затем, с 1888 года, тканей и прочих припасов», - отмечает в акте историко-культурной экспертизы, завершённой в марте этого года, государственный эксперт Мария Стовичек.
Историки не раз подчёркивали, что эти пять корпусов совмещают в себе «относительную дешевизну постройки, функциональность и сдержанную декоративность». Привлекательной чертой строений является идентичное оформление фасадов.
На пути к новому бренду
Благоприятный финал этой истории контрастирует с длящейся много лет скандальной эпопеей вокруг спасения семи казарм и дома для служащих ЯБМ. Эти уникальные здания красного кирпича, образцы фабричной архитектуры XIX века, были построены в едином стиле с производственными зданиями ЯБМ. Фабриканты Карзинкины предусмотрели в комплексе не только цеха, но и здания больницы и казарм для рабочих.
Здания были расселены к 2010 году и с тех пор пустуют. Мэрией они были предназначены под снос, но благодаря усилиям градозащитников, прежде всего члена Союза архитекторов Ольги Мазановой, сохранились. Проблемы, увы, на этом не закончились: здания подверглись набегам мародёров. В июле этого года исполнилось шесть лет с момента включения корпусов в список памятников. За это время здания включались - и безуспешно - в планы приватизации, на них выставлялась и неожиданно снималась охрана.
Между тем, идёт подготовка к 300-летию Ярославской Большой мануфактуры. Она была основана в 1722 году обрусевшим голландцем Иваном Тамесом и ярославским купцом Максимом Затрапезновым с сыновьями. И располагалась не там, где находится сегодня «Красный Перекоп», а на месте Петропавловского парка. По мнению активистов городского отделения ВООПИиК, юбилей ЯБМ достоин стать событием не только областного, но и федерального масштаба. Ярославль при таком раскладе имеет все возможности обзавестись звучным и «долгоиграющим» брендом. О необходимости сохранения не только производственных зданий, но и в комплексе с ними всего фабричного городка впервые писали в шестидесятые годы прошлого века ярославский историк Павел Козлов и архитектор Виктор Маров.
Ведь значение ЯБМ, детища Петра Первого, положившего начало превращению Ярославля из торгового в промышленный город, по-настоящему до сих пор ещё не оценено. Самое время использовать по максимуму и грядущее 300-летие, и немалые сдвиги в отношении властей и общества к памятникам нашей истории.