Кинофильм «Аритмия» режиссёра Бориса Хлебникова завоевал не только Гран-при, но и приз зрительских симпатий на фестивале «Кинотавр-2017», завершившемся месяц назад в Сочи.
Главные роли в фильме исполнили Александр Яценко, Ирина Горбачева и актёр Волковского театра Николай Шрайбер, с которым мы побеседовали о призвании врачей и артистов, творческой самореализации, и не только.
Возможно лишь в провинции
Игорь Велетминский, «АиФ-Ярославль»: Почему съёмки «Аритмии» было решено провести именно в Ярославле, в Соловьёвской больнице?
Николай Шрайбер: Режиссёр Борис Хлебников изначально хотел снимать фильм только в провинции. В Москве такая жизненная ситуация, если осмыслить сюжет фильма, невозможна. Картина рассказывает о судьбе поглощённого профессией врача «Скорой помощи» Олега, которого бросает жена. Он талантливый, но пьющий, что, увы, нередкое сочетание. Жена решает подать на развод, а Олег всё спешит с вызова на вызов. Кстати, эта работа Александра Яценко на «Кинотавре-2017» была отмечена как лучшая мужская роль. Олег мчится от пациента к пациенту, пытается всеми возможными и невозможными усилиями спасать людей. Вот он, отбиваясь от требующего тотчас же ехать на следующий вызов голоса диспетчера в рации, снимает приступ астмы пенсионерке - и мчится на планёрку к главврачу. Он спасает других, а его карьера, семья, жизнь проходят мимо.
- В Интернете недавно появился первый трейлер «Аритмии». В этом проморолике есть шокирующая сцена планёрки у главного врача «Скорой». Врач спрашивает нового начальника, обсуждая нештатные ситуации: «Но ведь моя задача - спасти человека?» И получает ответ: «Нет! Теперь лимит в 20 минут на один вызов соблюдаем неукоснительно!»
- Да, такие будни у людей этой профессии. Вы знаете, после этого фильма я стал по-другому относиться к медицинским работникам. Я понял, как врачи видят мир: у каждого из них перед глазами умершие люди, которых они не смогли спасти.
Теперь я стал понимать моего соседа по прежней квартире на «Пятёрке», врача-реаниматолога, который проклинал запойного алкоголика, по вызовам которого он много раз спасал его от смерти. Он понимал, что спасает его, а в это время умирают другие люди, не дождавшиеся экстренной помощи. Вот эту боль я очень хорошо прочувствовал за время съёмок картины по 14 часов каждый день.
Кино или театр?
- Как вы оцениваете уровень отечественного кинематографа?
- Вспомним, что появление в конце девяностых годов первых отечественных сериалов («Менты», «Агент национальной безопасности») произвело фурор. Все увидели, что можно смотреть не только две с половиной тысячи серий американской «Санта-Барбары». Потом пошла лавина сериалов, и уровень этого продукта закономерно снизился: нелепые диалоги, сцены, сделанные «на коленке». Но сейчас появилась тенденция на создание качественных сериалов.
- Судя по фильмографии, вы в последние годы с головой ушли в мир сериалов…
- Волка ноги кормят, как говорится. Такая смена содержания основной профессиональной нагрузки произошла постепенно. Если раньше я играл в театре почти ежедневно, то сейчас моя загрузка - три спектакля в месяц. Что лучше - конвейер или нынешний ритм - можно спорить, находить аргументы «за» и «против». Как бы то ни было, я охотно принимаю приглашения своих друзей сниматься в сериалах. И рад, что их много. Вот и сейчас уезжаю - Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Тверь… Сыгранные роли приносят деньги, а по-настоящему удачные - ещё и творческое удовлетворение, то, за что я люблю свою работу.
В другой реальности
- Выпускники театральных вузов всё чаще жалуются, что работу после четырёх лет учебы найти почти невозможно. В этом виноват только экономический кризис, на ваш взгляд?
- Каждый год в Москве и Санкт-Петербурге выпускается более трёх тысяч профессиональных актёров. И это только в двух столицах. Многие из них не находят себя в профессии, вынуждены искать «халтуру» вроде массовок в телепроектах. Это несчастье, тупик и, к огромному сожалению, может стать началом личностной драмы. Мне, если оглянуться назад, повезло: ещё не закончив учёбу в институте, мы, группа из девяти молодых актёров, пришли в 2002 году в Волковский. Театр был почти «пустым», и для нас сразу нашлось применение. Наша большая любовь к театру оказалась взаимной.
Сейчас молодым трудно. Ощущается пропасть между поколениями, даже на «вы» к нам, ветеранам, молодёжь часто обращается. Трагедией это, конечно же, не назовёшь, пусть пробиваются с боем, но объективно им это сделать будет гораздо труднее, чем нашему поколению.
- Каково, скажем так, «самочувствие» актёра в нынешнем мире?
- Актёр ведь живёт в состоянии шизофрении, то есть раздвоения личности. Знаю по себе, как порой трудно вернуться из другой, сценической реальности, из своего образа в повседневную жизнь. Мне в этом помогают бытовые заботы. Вот, к примеру, забочусь о клумбах во дворе моего дома, хочу добиться, чтобы жильцы и прохожие не бросали в них окурки по худой привычке. Это та самая «теория малых дел», о которой писал и говорил Антон Павлович Чехов: делать, что можешь, с теми ресурсами, которые есть. Хотя, безусловно, писатель Чехов глубже и шире одной лишь философии «малых дел».
Три уровня мастерства
- А как соотносится признание зрителей и мастерство актёра?
- Есть три уровня актёрского искусства. Первый - когда зритель в театре или в кино воспринимает самого артиста. На втором уровне человеку близок созданный персонаж, образ. И, наконец, на вершине пирамиды - та игра актёра, за которой зритель видит проблему, сокровенную суть пьесы.
Для примера приведу Александра Яценко в фильме, с которого мы начали разговор: он не зря получает свои отличия. Порой даже понять не можешь, как он добивается такой точности в работе. Но многие даже до первого уровня недотягивают и остаются вне тех рамок, в которых только и возможен успех игры.
Вспомним и классику, вот «Джентльмены удачи». Как замечательно играет Евгений Леонов: сначала заведующего детским садом, а затем - уголовника-рецидивиста. Никакой приблизительности, абсолютная точность. Или гениальная работа Юрия Яковлева в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».
Высший уровень - это та планка, о которой нельзя забывать. Мою профессию, которую я выбрал ещё подростком, начав играть в любительских постановках, для меня не может заменить ничто. Я невероятно люблю театр. Для меня сцена неотделима от полной творческой самоотдачи.