Работа учителя – это дети, уроки, тетрадки, отчёты, проекты и ещё родители учеников. Профессия сложная и занимающая всё время педагога без остатка.
А вот сельский учитель русского языка и литературы Алексей Бутусов успевает ещё писать стихи и прозу и участвовать в поэтических конкурсах. Может, поэтому он все школьные проблемы весело называет «приключениями».
Выкраивает мгновения
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Алексей Владимирович, вы уже не первый год работаете в школе. Что-то изменилось за время вашего преподавания, каких-то проблем добавилось?
Алексей Бутусов: Школа – это живой организм, где постоянно происходят какие-то изменения. Зацветают декабристы в классах на шкафах. Ребята взрослеют. Звонки по весне звенят бодрее. Проблемы есть всегда, и чем больше о них рассуждаешь, тем сложнее они кажутся. Так что не будем о них. Может, это и не проблемы вовсе, а приключения, без которых школьная жизнь была бы скучной и обыденной.
- Почему решили писать, откуда такая потребность?
- Потребность эта появилась, когда мне было лет пять: именно тогда я сочинил свою первую «Сказку про лису Алису и мишку Ваню». Книгу написал в огромном красном альбоме гигантскими печатными буквами – задом наперёд, в зеркальном отражении, без пробелов и знаков препинания, но зато с большим воодушевлением. Главными героями стали игрушки – чудесная плюшевая лисица, таинственным образом пропавшая в огороде, и старый серый мишка – мамина игрушка детства. О чём была эта книга – не помню, зато помню, как я сидел на полу и с наслаждением раздирал своё творение на мелкие кусочки – сжечь произведение, подобно Гоголю, родители не позволили. (Улыбается).
Спустя год разодранную книжку я восстановил, правда, уже не в таком большом альбоме и не такими огромными печатными буквами. Этот опус хранится у меня до сих пор.
Очень много писал в начальной школе и к пятому классу создал библиотеку собственных рукописных книжек: возможности набрать тексты не было. В эту библиотеку были записаны как одноклассники, так и ребята младших классов: у каждого был формуляр, каждому книжка выдавалась под подпись, в конце каждой были странички для отзывов. И всё же книжки терялись – и, увы, навсегда.
В старшей школе был долгий творческий перерыв – пришлось с головой окунуться в учёбу, появились другие, не менее увлекательные и захватывающие авантюры. Вернулся к литературному творчеству уже будучи взрослым.
Когда я пришёл работать в школу, то почти сразу открыл детскую литературную студию «Проба пера», куда ходят пишущие творческие ребята. А для того чтобы учить писать стихи и рассказы, надо было серьёзно развиваться в этом направлении и самому.
- У вас хватает на это времени?
- Со временем, к сожалению, более чем напряжённо. Помимо недельной нагрузки 35 часов у меня классное руководство выпускного класса, руководство школьным методическим объединением, постоянная методическая работа – организация семинаров, курирование конкурсов, работа в проектах, постоянные выступления на инновационных площадках. Круглосуточно нужно в голове держать тысячи важнейших мелочей, и не просто помнить, а непрерывно что-то разруливать, состыковывать, продумывать.
Но я считаю, что на любимое дело человек найдёт время всегда. «Нет времени» – чаще всего это отговорка, оправдание. Порой на творчество приходится выкраивать мгновения, порой чем-то жертвовать. Но в то же время школьная жизнь – это потрясающий вдохновитель на творчество и неиссякаемый кладезь сюжетов! А поскольку я пишу в основном рассказы для детей и про детей, порой бывает достаточно всего лишь попристальней понаблюдать, как дети общаются на перемене, что публикуют у себя на страничке в социальной сети, в какие забавные ситуации попадают. Перекидываясь записками на уроке, пятиклассники знают, что какая-нибудь из них может попасть в мой новый рассказ.
Для того чтобы написать неплохое произведение, порой достаточно получаса. Иногда пишу прямо на уроке – когда класс, скажем, работает над изложением. И чем меньше времени, чем менее подходящие условия, тем выразительнее вдруг получается рассказ.
А летом в отпуске, когда целые дни в твоём распоряжении, обдумываешь целый день, что да как, а в итоге получается вялая скукотища. В итоге вздохнёшь, махнёшь на всё рукой, выставишь в окошко колонки с песнями Надежды Кадышевой и пойдёшь грядки полоть. (Смеётся).
Воображаемое путешествие
- В прошлом году при поддержке Союза российских писателей и Министерства культуры у вас вышла книга «Однажды в Сингапуре». О чём она?
- Это моя первая официально изданная книга – с книжными знаками. До этого в течение 10 лет я печатал книжки «самиздатом» в печатных салонах Ярославля, а то и вовсе в издательстве «Мой домашний принтер». (Улыбается). Так появились повести «Медведь для Василисы», «В лабиринте мухоморов», сборник рассказов «Под стук колёс – в лето».
Книга «Однажды в Сингапуре» появилась благодаря семинарским занятиям по прозе, которые я посещал в 2019 году. Занятия проводил Владимир Юрьевич Перцев, председатель Ярославского регионального отделения Союза российских писателей, поэт и прозаик. Кроме того, стоит отметить, что книга была издана на средства государственной стипендии. Очень приятно чувствовать такую поддержку молодых авторов!
- Как книгу восприняли ваши ученики и коллеги?
- Пока ещё никак. Тираж в моих руках оказался за несколько дней до наступления нового 2020 года, поэтому коллеги и ребята ещё не успели прочесть. В ближайшее время планирую провести презентации книги в библиотеках города и тогда буду с нетерпением ждать отзывов!
«Морозы отступили…»
- В прошлом году вы также стали победителем в Международном поэтическом конкурсе «Образ» в номинации «Дебют года». Как отнеслись к своей победе?
- В этом конкурсе я принимал участие по совету ярославского писателя Олега Гонозова. Что касается победы – это, скорее, для меня был стимул, что нужно продолжать писать, не останавливаться, находить минуты и дальше творчески расти. На мой взгляд, любой успех в конкурсах должен мотивировать именно на это.
- Какие стихи вы посылали на «Образ»?
- Это были три коротких стихотворения – два природно-серьёзных, одно из них даже слегка мистическое – про город, засыпанный снегом. Третье родилось этим летом во время похода за грибами:
«Стихи отдохнут. Подождёт и работа.
Пусть лето замедлит сегодня шаги.
Поехали в лес на грибную охоту?
Где плащ? Где корзина? И где сапоги?
Дорога. Берёзки. Вот тут и остаться.
«Да нет тут грибов! Надо в лес идти…» Хрусть!
«Ах ты!» Вот ещё. Вот ещё три красавца!
А тут целых пять. Комары? Ну и пусть!»
Вообще, если говорить о моём поэтическом творчестве, то это, скорее, сейчас для меня хобби. Это живая реакция на происходящие вокруг события, например, приход весны:
«С утра – метель, А вечером – дожди.
Капризный март Хлопот принёс немало.
Все говорят: «Весны пока не жди!»
Но мы-то знаем, что она настала.
На днях в посёлке видели грачей,
И встрепенулся мерный шаг прохожих.
А под сугробами журчит уже ручей
И ждёт, когда придёт денёк погожий.
Морозы отступили. Дождь шумит.
И лунной ночью лужи на дорожке.
Мимоза Вазовна на тумбочке стоит,
И гиацинт на солнечном окошке».
- Что у вас в перспективе – какие книги ждут своего часа?
- Возможно, летом по просьбе друзей и знакомых выпущу «самиздатовскую» книжку стихотворений. Пока я их публикую в своём сообществе ВКонтакте, которое называется «Веранда без башни». Там к каждому стихотворению я подбираю иллюстрацию или фотографию из Сети или личного архива и музыкальные композиции. Сообщество открыто для всех. Кроме того, некоторые работы опубликованы на портале «Стихи.ру».
Вообще, о будущем говорить трудно. Творчество часто спонтанно, его невозможно спланировать заранее. Да и не нужно…