Как известно, 2015 год в России был назван Годом литературы. Согласно плану властей по всей стране прошли многочисленные выставки, ярмарки и фестивали. Удалась ли властям попытка вернуть статус «самой читающей нации»? Об итогах Года литературы мы поговорили с журналистом и литератором Евгением Ермолиным.
Читатели и нечитатели
Владислава Куимова, «АиФ-Ярославль»: Евгений Анатольевич, как на ваш взгляд, прошёл Год литературы по всей стране в целом, и в Ярославле в частности?
В Ярославле за год не случилось ничего такого, что имело бы большой резонанс. После закрытия литературного журнала «Мера» литературный процесс в регионе ушёл в тину. Остались какие-
то разовые события. И в порядке исключения - регулярные литературные проекты, живущие за счёт волонтёрских усилий. Среди них - литературный конкурс в составе Васильевских чтений.
Смешно, но самым заметным событием стала афера ярославской почтмейстерши Ларионовой, которая собрала банду и ограбила отделение на 8,5 миллионов рублей, а чтобы скрыть следы преступления, подменила мешки с пенсиями на мешки с детективами Дарьи Донцовой, которые и вдохновили её на преступление.
- Достаточно ли проходило, на ваш взгляд, массовых общественных мероприятий для читателей?
- Литературная и окололитературная среда жила сама по себе, в основном на подножном корму. А массовых мероприятий было недостаточно. Почему я так думаю? По моим наблюдениям, эффект от них был невелик: а значит, количество не перешло в качество.
«Это от невежества»
- Почему большинство ярославцев не знают своих земляков - писателей и поэтов? Конечно, за исключением Николая Некрасова.
- Потому что их нет в школьной программе. Я думаю, это неправильно и нужно менять. Также меня огорчает, что даже по случаю Года литературы наши местные телеканалы всерьёз не занялись популяризацией хороших ярославских писателей. Это от невежества, конечно.
- А среди современных ярославских литераторов может ли кто-то попасть в учебники? О ком память может пройти через несколько поколений?
- Кто знает?.. Память - штука ненадёжная. У нас всё-таки не дикое поле. Есть с десяток-другой хороших поэтов, пяток прозаиков, несколько критиков. Ещё десятков пять более-менее одарённых графоманов. И довольно запущенная литературная инфраструктура; её бы надо совершенствовать, но энтузиастов мало и общественная поддержка им недостаточная.
Есть литература, которая не весьма заинтересована в читателе. Творчество для писателя - способ говорить, когда нельзя молчать, причём говорить очень по-своему, всей полнотой своей самобытной личности. Читателям это не всегда понятно. С другой стороны, в обществе явно недостаёт средств популяризации и трансляции литературы. Некому из тех, у кого есть власть и деньги, этим заняться. Наш правящий класс развращён. А на литературе много не распилишь. Наконец, и многим писателям недостаёт чувства реальности, творческой воли к коммуникации с человечеством.
- Какая литература сейчас актуальна?
- Актуальной политики и острых углов в литературе мало. Многие прозаики эмигрируют в прошлое, ищут поводы для вдохновения там. Читатели латентно, наверное, ждут литературу, которая объяснит им мир и вдохновит на творческую жизнь. Но таковой маловато, и они читают больше всего развлекательную прозу с какими-то не самыми примитивными добавками. Вроде бы самым тиражным прозаиком в 2015 году был у нас Борис Акунин - вот такой стандарт. С другой стороны, главными литературными премиями в стране отмечены отличные прозаики, реально очень интересные, с важными текстами: Гузель Яхина, Валерий Залотуха, Александр Снегирев, Сергей Самсонов...
- Почему поэзия больше не вызывает отклика у современных читателей?
- Современная поэзия очень разная. Есть вполне популярная: рэп-поэзия, рок-поэзия. Но есть и поэзия для чтения, она часто сложна для восприятия, потому что требует понимания сугубо личного творческого замысла, реализуемого абсолютно персональными средствами. Поэт часто изобретает особый язык, чтоб сказать что-то небывалое или выразить остро-интимное. Магистральный путь развития поэзии, мне кажется, - от письма к чтению поэтом стихов вслух, к интерактивной коммуникации поэта и аудитории. Те, кто умеет и хочет это делать, - имеют резонанс.
Культурный кризис
- Вы считаете, что в России наступил гуманитарный кризис?
- Да, и общекультурный, и кризис общественной морали. Да и чтение…Ту историческую роль, которую играла литература ещё лет 20 назад, заново не сыграть. Поэтому вернуть ничего нельзя. Но сделать чтение базисным элементом, характеризующим современного человека, в принципе нетрудно. Нужна грамотная медийная политика, умные инвестиции в образование и медиасферу. Я не замечаю, чтобы в обществе кто-то из влиятельных фигур или организаций этим всерьёз занимался.
В мире русская литература не очень востребована потому, что немногие наши писатели умеют говорить с глобальной современностью на её языке. По многим параметрам Россия сегодня - культурная провинция. Увы.