Несмотря на то, что средства массовой информации – один из важнейших социальных институтов, в нашей области с каждым годом становится всё меньше газет и журналов. Издания терпят убытки и закрываются. О том, почему это происходит и не останутся ли ярославцы без местных газет, мы поговорили с литератором и журналистом Евгением Ермолиным.
Потеряли вкус
Владислава Куимова, «АиФ-Ярославль»: Евгений Анатольевич, почему в Ярославле сокращается спрос на печатные СМИ?
Евгений Ермолин: Я сказал бы, что это не только наша тенденция, но и мировой тренд. Спрос на печатные медиа сокращается повсеместно. Конкуренция слишком велика: телевидение, радио, а в последнее время и интернет. Да и меньше читать стали люди. Это непреложная закономерность. Газеты и журналы попали в критическую ситуацию, и им нужно доказать, что они имеют право на существование. У многих печатных изданий есть известность, славная биография, исторические традиции, воспоминания, великие журналисты, но этого недостаточно. Эти факторы не играют определяющей роли в современной ситуации.
Одной из главных бед ярославской журналистики является то, что профи слишком надеются на внешние источники финансирования. На дотации, спонсоров, финансы собственника, который почему-то будет вкладывать свои личные средства. Журналисты потеряли вкус к общению с аудиторией. Для многих читатели стали чем-то второстепенным, вторичным и не особенно интересным. Аудитория отвечает взаимностью. Ещё относительно недавно, и в советское время, и в 90-е годы, журналисты все же работали на своего читателя и понимали, что если писать только о партсобраниях, то люди отвернутся от них.
К тому же теперь и аудитория другая, а СМИ не успели на неё настроиться. Трудно нащупать читателей, непонятно, как с ними работать. Одна из проблем печатных медиа состоит в том, что под воздействием интернета и большого количества телеканалов человек отвык жить с одним источником информации. Читатель блуждает по гипертексту и пытается, образно говоря, собрать нектар со всех цветов.
- Одно из недавних закрытий – перестала выходить в свет ярославская вкладка «Московского комсомольца». Как вы считаете, почему?

Атмосфера доверия
- Как местным СМИ оставаться на плаву в таких условиях?
- В первую очередь - искать свою аудиторию. Единственный здоровый путь – восстановить контакт с читателем и удерживать его. Необходимо получить кредит доверия, иметь этот социальный капитал и преумножать его. Ярославские журналисты не могут работать с глобальной аудиторией федеральных телеканалов. Конкурировать с ними невозможно. В любой момент зритель может переключить кнопку и найти что-то более интересное для себя. Это означает, что нужно работать на очень определённую аудиторию. Она уже не будет массовой, только концентрация вокруг какого-то интереса, симпатий, склонностей, идей и образа жизни может сыграть ключевую роль в выборе контента. Например, детский журнал с хорошими текстами и иллюстрациями. Возможно, он даже сможет выйти на самоокупаемость. Но такого издания нет. И бизнесмена, который может продвинуть это дело, тоже нет.
Нужно нащупывать разные форматы. Это можно сделать с помощью непосредственного интернет-интерактива, общения журналиста и его читателя. Интернет и социальные сети дают огромные возможности, которыми мы, к сожалению, пока не умеем пользоваться.
Наконец, местному журналисту легче фокусировать доверие аудитории, честно с нею общаясь. Он – рядом, в отличие от столичного фрукта. Современная аудитория доверяет персонально, конкретным людям.Тебя ценят, здороваются за руку, узнают.
- Почему со страниц ярославских газет исчезли такие жанры, как очерк, журналистское расследование, фельетон?
- Они не востребованы. Такое у нас сгенерировалось читающее сообщество. Дело даже не в квалификации журналиста или отсутствии времени для подготовки серьёзных материалов - просто аудитория в этом не заинтересована. Профессионал выложится на всю катушку, потратит не одну неделю на поиски информации, а гора родит мышь, то есть резонанса не будет. Некоторые жанры, судя по всему, заведомо архаичны и могут вызвать только очень локальный интерес. Провинциальный журналист, который имеет дело с местным материалом, заранее зажат - у него мало ярких событий или поводов для скандалов. А с другой стороны, есть ресурсы привлечения внимания, которые вовсе не используются ярославскими журналистами. Скажем, создание публичных фигур и поддержание интереса к ним. Ну хоть из числа актёров Волковского театра или представителей богемы. Короче говоря, тут палка о двух концах: где-то журналист не дорабатывает, а где-то доработать и не может.
- На ваш взгляд, в Ярославле думающая, читающая публика? Интересны ли жителям местные новости?
- Местный патриотизм у нас декларируется, но по факту слаб. Слишком тесны связи с Москвой и Петербургом. Местные сюжеты занимают ярославца меньше, чем жителя Вятки, Архангельска или Владивостока. Они живут на отшибе, а мы - практически пригород Москвы. Поэтому подход к освещению местной информации должен быть максимально сфокусирован на том, что вызывает резонанс у аудитории.
Публика, которая читает, никуда не денется. Другой вопрос: как и где люди будут это делать. Кто бы что ни говорил, интернет – это мощное средство и для стимулирования чтения. Многие исследователи считают, что в интернете человек больше просматривает, чем читает, поэтому визуальный формат выигрышнее. Но дело в том, что видеосюжет затратен по времени его освоения, прочитать текст можно всё-таки быстрее. Это огромный плюс для журналистов, которые пишут. Пишут на сайт и в блог.
Будущее у местной прессы есть. Но оно как спящая царевна. Его как будто некому разбудить. Впрочем, это глобальная беда: мы вообще не верим в будущее.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть