15 января ярославские любители кино пришли в Концертно-зрелищный центр, чтобы пообщаться с Михаилом Алдашиным, известным российским режиссёром-аниматором, художественным руководителем киностудии «Союзмультфильм». Алдашин в нашем городе не впервые, однако у юных ярославцев всегда наготове для него вопросы и аплодисменты. А в этот раз и призы.
Приз от почемучек
Несмотря на то, что российское кино переживает сейчас не лучшие времена, хорошие мультфильмы в России делать не разучились. Более того, 14 января картина российского режиссёра Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса» получила номинацию на премию «Оскар» в категории «Лучший анимационный короткометражный фильм».
Работы самого Алдашина у ярославской аудитории также пользуются заслуженной популярностью, особенно мультфильмы, снятые в рамках проекта «Гора самоцветов»: «Про Ивана-дурака», «Бессмертный».
Хотя имя режиссёра привлекло в КЗЦ и студентов Ярославского колледжа культуры, и взрослых художников, самыми активными участниками встречи оказались ученики младших классов, в том числе учащиеся Центра анимационного творчества «Перспектива». Их оригинальные вопросы зачастую ставили гостя в тупик, однако Михаил Алдашин старался серьёзно и подробно осветить все интересующие зрителей темы: есть ли у него любимые герои в собственных мультфильмах, почему медведь в картине «Про Ивана-дурака» размером с дом, трудно ли делать мультфильмы и сколько времени занимает этот процесс.
«Мультфильмы делать трудно, - честно признался Михаил Алдашин. - Но я люблю их делать и люблю, когда зрители во время просмотра реагируют, когда дети смеются. Кое-кто из моих коллег говорит, что надо получать удовольствие от процесса, а мне больше нравится получать удовольствие от результата вместе со зрителями».
Секреты профессии
Хороший режиссёр, по мнению Михаила Алдашина, тот, чьи фильмы способны удержать зрительское внимание. Для того чтобы сделать действительно интересный мультфильм, нужно продумать очень многие вещи. Начиная с преобразования литературного повествования в кинематографическое (зритель не должен уставать от диалогов в кадре), заканчивая подбором или сочинением музыки (она должна создавать нужное настроение и при этом не отвлекать от действия). А вот о том, сколько для мультфильма потребуется нарисовать декораций и сцен, лучше не задумываться - иначе можно ужаснуться объёму работы и никогда не начать рисовать.
Интересно, что Михаил Алдашин, которому сейчас хватает терпения, чтобы несколько месяцев (а то и год-полтора) делать один мультфильм, в детстве с трудом мог дождаться перемены в школе. Впрочем, и тогда на уроках он развлекал себя рисованием.
Главный совет, который дал начинающим режиссёр с почти 30-летним стажем: если хотите научиться делать мультфильмы, просто начинайте их делать. По словам Алдашина, мультипликация - как езда на велосипеде: пока не сядешь в седло, не научишься.