Примерное время чтения: 6 минут
432

Свидание в музее. Марина Полывяная - о том, чем живут «хранители памяти»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Аргументы и Факты - Ярославль 19/08/2015
Марина Полывяная считает, что у каждого экспозиционного зала особый дух.
Марина Полывяная считает, что у каждого экспозиционного зала особый дух. Из личного архива

В интернет-эпоху совсем не обязательно выходить из дома, чтобы оценить красоту города или, например, побывать в одном из его музеев. Информация стала доступна из любой точки мира. Как в такой ситуации музеям оставаться наплаву и чем привлекать посетителя? О тенденциях развития рассказала Марина Полывяная, помощник директора Ярославского художественного музея.

Живое общение

Владислава Куимова, «АиФ-Ярославль»: Марина Игоревна, действительно ли нужны музеи в эпоху Всемирной паутины, когда любое произведение искусства находится в свободном доступе?

Досье
Марина Полывяная родилась 1 марта 1973 года на юго-западе Белоруссии, в городе Бресте. В 1980 году переехала вместе с семьёй в Ярославль. Закончила факультет русской филологии и культуры ЯГПУ имени К.Д. Ушинского. С 9 августа 1995 года по настоящее время работает в Ярославском художественном музее. Член Ассоциации искусствоведов.
Марина Полывяная: Безусловно, музеи нужны. Да, это очень хорошо, что можно зайти в интернет и посмотреть любые произведения подробно, со всеми деталями и даже кракелюрами. Но если вы не увидите его живьём - лишите себя радости встречи с оригиналом, вы не почувствуете его. Знаете, можно сравнить: мы все общаемся в социальных сетях, ставим и лайкаем фотографии, троллим и откровенничаем… и договариваемся о встречах. Просто потому, что экран не заменит живого слова, взгляда, непосредственной реакции. Так и подлинное произведение при встрече в контексте определённой экспозиции, определённого города, в контексте вашего путешествия, настроения по-новому откроется для вас. Не нужно стремиться в каждом музее смотреть всю экспозицию полностью, подарите себе встречу с одним-двумя произведениями, а потом устройте с ним виртуальное свидание, и в следующий раз оно с вами «заговорит». Например, вы можете сколько угодно разглядывать в своём планшете, скажем, картинки с каналами Амстердама или Венеции, но, побывав там и сохранив воспоминания о своих первых впечатлениях, вы мысленно и реально будете туда возвращаться и даже «узнавать» их в пейзажах Петербурга.

Музеи - хранители памяти, они посредники в диалогах и с прошлым, и с настоящим, и с будущим. Современные музеи должны иметь большие возможности, чтобы идти в ногу со временем, меняться, быть интересными разной аудитории, а значит создавать актуальные проекты, в том числе связанные и с новыми технологиями.

- У интернета есть один большой плюс - всё можно получить бесплатно. В качестве альтернативы европейские музеи сделали свободным вход для всех посетителей до 25 лет. Почему такая модель практически не используется в России?

- Да, этот факт знают многие. Но многие ли говорят о том, как европейские музеи финансируются? Известно, что в этом году Министерство культуры России рекомендовало бесплатный вход в музей для школьников. «Рекомендация» есть, но нет уверенности, что власти найдут возможность компенсировать финансовые затраты музея, увеличить его финансирование. Грустно, что многие забывают, что во всех российских музеях, конечно, и в нашем, есть дни свободного посещения и для школьников, и для студентов, и для многодетных семей. Забывают и о том, что провинциальные музеи раньше крупных федерального подчинения и без высоких «рекомендаций» разрешили посетителям бесплатную любительскую фото- и видеосъёмку в музее (конечно, без специальной аппаратуры). Думаю, та модель, о которой вы говорите, возможна в России, но при достаточной финансовой компенсации, поддержке государства.

- Как же молодёжь? Подрастающее поколение понимает ценность музеев?

- Вы знаете, мне кажется, что всё больше и больше среди наших посетителей становится старшеклассников и студентов. Как думаете, где сейчас студенты прогуливают пары, а школьники уроки? Да, в наших залах! Нет, я не агитирую, но это правда. В экспозициях назначают свидания. Мы наблюдали, как трепетно один молодой человек продумывал задания квеста для своей любимой и как трогательна была их встреча в нашем саду. Когда мы задавали студентам вопрос, почему они выбрали вечер в художественном, - они, думаю, честно отвечали: «Здесь интересно, комфортно, красиво». Молодёжь мы видим на наших концертах, акциях и встречах.

Спорные музеи

- В таком случае возникает другой вопрос: а достаточно ли музеев в Ярославской области? Каждый сможет найти экспозицию по вкусу?

- Достаточно, Ярославская губерния - музейная. Она знаменита своими сокровищами-коллекциями и высоким профессионализмом служителей. Ярославский художественный представляет 9 веков искусства от икон 13 века до живописной анимации 21 века. Богатейшие собрания музеев-заповедников - Ярославского, Переславского, Угличского, Рыбинского, Ростовского кремля - составляют гордость России. Карабиха - единственный литературный - хранитель памяти места, овеянного вдохновением поэта. У нас есть музей истории города, погружающий в летопись Ярославля. Именно в нашем городе  первый в постсоветской России частный музей «Музыка и время». Очень интересен активно развивающийся музейный комплекс «Вятское». Сегодня наша область знаменита обилием маленьких частных музеев, многие из них действительно привлекательны для туристов, но часто складывается ощущение, что сегодня всё, что угодно, можно разместить под вывеской «музей», но таковым это не будет являться. Много возникает спорных «музеев». Я думаю, что один из главных критериев различия музея и псевдомузея - это исследовательская работа. Научная работа позволяет создавать новые востребованные проекты, сохранять и передавать знания, ведь научная информация - тоже ценность.

- Кстати, о Ярославском художественном музее. Среди горожан ходят слухи о тайнах Губернаторского дома и сада.

- В каждом музее - тайны. Их интересно разгадывать и специалистам и посетителям. Приходите и внимательно наблюдайте, каждое произведение может сообщить или даже раскрыть свою тайну. Я давно особенно люблю заходить в залы, когда там ещё (или уже) нет посетителей, когда на картины падает утренний или вечерний свет с набережной. Мне уже привычно, что некоторые смотрители, заходя в свой зал, произносят: «Здравствуйте, дамы и господа!» Веришь, что кто-то не смог работать в зале 18 века, потому что «они постоянно смотрят со своих портретов». Мы работаем с образами, созданными художниками. Каждое подлинное произведение - живое. Так и Губернаторский дом, сегодня главное здание музея - произведение, которому более 180 лет, в истории которого были и праздничные, и трагические истории. Оно было построено очень быстро - с 1821 по 1823 гг., в нём нет подвала, что странно для домов той эпохи, оно неоднократно перестраивалось. Здесь до 1917-го жили, сменяя друг друга, 17 ярославских губернаторов, здесь принимали императорских особ, путешественников, писателей, художников. Рассказывали, что по ночам охранники слышат какие-то звуки, кто-то даже видел тени в холле музея… Всё может быть...

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах