В начале марта руководитель следственного управления СКР по Ярославской области Олег Липатов заявил, что наша область занимает первое место в ЦФО по количеству преступлений против несовершеннолетних, в том числе и по половой неприкосновенности.
И количество преступлений, совершаемых в отношении детей, год от года растёт. Только за два месяца 2013 года согласно официальной статистике было возбуждено 15 уголовных дел, где пострадавшими стали 46 несовершеннолетних. 22 ребёнка проходили потерпевшими по статье «Насильственные действия сексуального характера», двум из них не было ещё и года! Даже видавшие виды сотрудники Следственного комитета от этого в шоке. Возраст остальных потерпевших по этой статье не достигает 14 лет. Ещё шестеро детей подверглись половым сношениям и развратным действиям.
Чего только стоит история, получившая большой общественный резонанс, которая произошла почти год назад в приюте села Мосейцево Ростовского района. Правда, о заведённом уголовном деле люди узнали только в феврале 2013-го. Как следует из материалов дела, в 2012 году в следственное управление обратилась женщина, которая утверждала, что одна из трёх её дочерей, находившихся в приюте, расположенном в Мосейцево, подверглась сексуальному насилию. Якобы всё это делалось с согласия руководительницы религиозной общины, члены которой организовали этот приют, кстати, нигде не зарегистрированный.
- По факту обращения возбуждено уголовное дело, - заявил руководитель следственного управления СКР по ЯО Олег Липатов. - В ходе расследования установлено, что и две другие девочки тоже подвергались сексуальному насилию. Мы получили информацию о лицах, которые, по описанию девочек, совершали действия насильственного характера. В настоящее время полиция ищет мужчин, о которых в своих показаниях рассказывают дети. По нашим данным, эти люди работали в приюте подсобными рабочими. С розыском есть определённые сложности. Мужчины жили в селе без регистрации, многие из них ранее судимы. Не исключено, что среди них были беглые преступники.
Уголовное дело расследуется уже почти год, обвинение пока никому не предъявлено. Тем временем простые граждане разделились на два противоборствующих лагеря: одни обвиняют женщину, возглавляющую общину, в растлении малолетних, другие не верят в её вину. Ни следственные органы, ни уполномоченный по правам ребёнка в Ярославской области своих оценок происходящему не дают. Чем порождают ещё большее количество домыслов.
Сегодня многие родители боятся отпускать своих детей одних в школу или гулять во двор. Полиция, в свою очередь, официально рекомендует мамам и папам не оставлять ребятишек без присмотра. Хотя в наше время, когда родители и даже бабушки и дедушки вынуждены с утра до вечера работать, это практически невозможно. Дети чаще всего почти целый день предоставлены сами себе. Неужели мы возвращаемся в те страшные времена, когда выходить на улицу было опасно для жизни? Что же происходит?
По мнению главного следователя области, всё дело в равнодушии общества.
- Нужно начинать готовить людей к тому, чтобы они сознавали, что необходимо думать о детях. И чем больше общество в этом плане развивается, тем оно здоровее. Пока этого не произойдёт, не будет ответственности, не будет осознания себя как члена общества, как гражданина, ответственного за всё, - заявил Олег Липатов.
Нужно больше внимания
Уполномоченный по правам ребёнка в Ярославской области Татьяна Степанова:
- Тема насилия обсуждается. По России только в феврале было три случая с насилием над детьми со смертельным исходом. Слава Богу, что у нас нет таких ужасающих случаев, но нельзя успокаиваться. В области заведены уголовные дела по фактам насилия над детьми. Их не больше, чем обычно, но всё же они есть.
То, что сейчас происходит, в том числе и подобные факты, – это зеркальное отражение того, в каком состоянии у нас находится общество. А потом не стоит забывать и о том, что весной начинаются обострения у людей с нездоровой психикой.
Нам нужно больше внимания уделять детям. Важно, чтобы родители, общество поняли, как важно не пускать воспитание детей на самотёк. Какой смысл в том, чтобы строить дома, дороги, новые предприятия, если мы не в состоянии уберечь самое дорогое, что есть у нас, – наших детей.
Государству пора вмешаться
Доктор психологических наук, профессор Надежда Клюева:
- С точки зрения психологии я вижу три фактора, влияющих на рост случаев насилия над детьми.
Первый: патологические изменения и пограничные состояния в личности насильника. Психиатры констатируют рост психических заболеваний, при этом многие из людей, которые их имеют, не наблюдаются у специалистов. Кроме того, увеличивается количество людей, в поведении которых заметна жестокость, агрессия, эгоцентризм, склонность к садизму, крайне низкий уровень морального сознания и др. Именно для таких людей нет различия между добром и злом, дозволенным и недозволенным. Дети привлекают их своей беззащитностью, непорочностью, чистотой. И это ещё больше распаляет больное воображение, пробуждает самые тёмные и низменные желания, поскольку является для них неким экстримом.
Вторая причина - социальные факторы. Высочайший уровень неопределённости ситуации, в которой мы живём, отсутствие позитивного будущего, пренебрежение человеческой жизнью. Пустота внутренняя приводит к деградации личности. При этом насилие, в том числе и внутри семьи, в нашем обществе достаточно распространено. А там, где есть физическое насилие, рядом находится и сексуальное. Проявление агрессии провоцируется и культивируется СМИ, Интернетом.
И третий момент – влияние семьи. Если ребёнок видит жестокое обращение отца по отношению к матери, он может воспринять это как норму жизни. Естественно, во взрослом состоянии именно такое поведение он будет воспроизводить.
Чтобы исправить ситуацию, нужно менять отношение не только в семье и со стороны общества, но и подход государства. В США, например, также есть эта проблема. Случаев насилия над детьми у них ничуть не меньше, чем в России. Но у них на государственном уровне политика очень жёсткая в отношении насильников. У нас нет системных действий государства, направленных на решение этой проблемы. Нужно формирование эффективной превентивной политики государства, понимание обществом насилия как социальной проблемы.