Примерное время чтения: 6 минут
244

Жертвы покупательской лихорадки. АиФ узнал как нас заставляют тратить больше

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. Аргументы и Факты - Ярославль 19/12/2012
Фото: Дмитрий Шиманский

А есть ли на самом деле скидки в наших магазинах? Как не поддаться всеобщему ажиотажу и сохранить свои деньги? Секреты правильного похода по магазинам раскрыла доцент кафедры теории коммуникации и рекламы ЯГПУ им. Ушинского Ольга Цветкова.

- Ольга Леонидовна, предновогодние дни – пик проведения всевозможных акций и скидок в магазинах. А насколько реально изменяются цены в этот период?

- Как бы нам ни хотелось думать, что скидки – это забота о нас, любимых покупателях, это не так: никто из бизнесменов торговать себе в убыток не будет. Цель любой предпринимательской деятельности – это в первую очередь получение прибыли. Акции, скидки - это цивилизованное, очень красивое манипулирование потребителями.

Систему стимулирования сбыта обнаружить непросто. Человек приходит в большой торговый центр, и у него включаются сразу все системы восприятия: он слышит приятную музыку, чувствует аппетитные запахи, видит яркие ценники и витрины – всё это выбивает из колеи и вводит в состояние транса. Чувство самоконтроля и самооценки теряется, и поэтому мы совершаем импульсивные покупки. В нормальное состояние мы возвращаемся только дома, в привычной обстановке. Тогда-то и понимаем, сколько ненужных покупок совершили.

- Для современной молодёжи главное развлечение - шопинг.

- Это признак современного общества потребления. Торговый центр стал для нас так называемым «третьим местом» нашей жизни. Первые два места, где человек проводил и проводит больше всего времени, – это дом и работа. Раньше третьим местом, где отдыхали и наслаждались жизнью люди, были храм или клубы по интересам.

- А как это замещение отразилось на людях?

- Совершение покупок стало необходимым атрибутом для подтверждения собственного существования: я это вижу, я могу себе это позволить купить и воспользоваться. Если я не могу купить, то я фактически не существую – это одна из основных идей современного общества потребления.

- Мы становимся шопоголиками?

- Именно. Это такая чёрная дыра, которая затягивает с невероятной скоростью. Но больше всего катастрофичны последствия – вместо того чтобы жить, чтобы «быть» - здесь и сейчас, мы живём, чтобы «казаться»,  мечтами и чужими стандартами, забывая о собственной уникальности.

- Как же этому не поддаться?

- Этому можно и нужно сопротивляться, хотя полностью оградиться не получится. Чтобы минимизировать возможность совершить необдуманную покупку, в магазин нужно идти со списком необходимых товаров. Не стоит брать с собой детей – наши любимые маленькие манипуляторы способны заставить даже самого дисциплинированного родителя раскошелиться на ненужные траты. За продуктами нужно отправляться на сытый желудок. Исследователи отмечают, что когда человек голоден, он делает покупок на 40% больше.

- Какими ещё приёмами пользуются продавцы, чтобы заставить нас раскошелиться?

- Всем известный ценник, где на конце «магические» цифры 99. Например, цену 599 рублей мы воспринимаем не как 600 рублей без одного, а как 500 с хвостиком. Это психология восприятия, которая позже очень серьёзно сказывается на конечной цифре в чеке.

Ещё пара уловок:  запах свежей выпечки в магазине создаёт у человека ощущение комфорта, а бодрая музыка заставляет его быстро переходить от одного стеллажа к другому и совершать импульсивные покупки.

Всё это работает на то, чтобы за счёт оборота продавец смог получить выгоду. А тем более в этот сезон, когда мы закладываем большее количество трат на новогодние праздники.

- В Европе и Америке есть те же скидки, но почему там они реальные?

- Всё дело в отношении к покупателям. У них эта практика распродаж сложилась достаточно давно и связана с тем, что продавцам необходимо разгрузить полки от старого товара, чтобы в начале нового года заполнить их свежим. У нас основная цель – получить максимальную прибыль, в том числе за счёт манипуляции сознанием. Редкий крупный магазин заботится о своей репутации и качестве. Нередко они пользуются неэтичными приёмами, выставляя на распродажу со скидками товар за несколько дней до окончания срока годности. Например, так делают с детским питанием, сладостями. Зачастую у нас не идёт речь о правовой культуре и элементарном уважении прав потребителей. Правда, исключения есть.

- В маленьком магазине меньше шансов попасться на ценовые уловки, чем в гипермаркете?

- Большой магазин - это аттракцион, где  всё тщательно продумано. Вот вы смотрите на полки и думаете, что товары стоят случайно, а это тщательно продуманная выкладка. Яркие упаковки привлекают внимание. Самые дорогие товары, как правило, стоят на так называемой «золотой» полке – она находится на уровне глаз. Кстати, у женщин уровень «золотой» полки на полметра выше, чем у мужчин, это связано с особенностями восприятия. Наиболее дешёвые товары располагаются, как правило, на нижних полках. Возвращаясь к скидкам, для нас исключительно значима идея «халявы». Мы, русские, отлично представляем, как она работает. Вот компании и эксплуатируют эту национальную особенность.

- Что же делать, чтобы не купить лишнего?

- Глобальная расстановка товаров идёт по правилу правой руки. Так или иначе, большинство из нас – правши, мы предпочитаем идти по правой стороне, поэтому нам лучше менять систему движения - идти по левой стороне или против часовой стрелки. Чтобы не купить втридорога, нужно посмотреть максимум из предложенного товара.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах