Примерное время чтения: 4 минуты
358

Где деньги, бензин? Цены осенью, возможно, будут расти вслед за топливом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Аргументы и факты - Ярославль 30/08/2023
Заправить машину с каждым днём становится всё дороже.
Заправить машину с каждым днём становится всё дороже. pixabay.com

В Ярославской области цена бензина и дизельного топлива растёт от недели к неделе, говорит статистика. Самая ходовая марка бензина, АИ-92, подорожала за последние три месяца с 45,97 руб. за литр до 48,36 руб. Аналогичная картина и во многих других регионах, так что осень вполне может «порадовать» ростом стоимости продуктов питания.

У нас дешевле. Пока

Только за одну неделю – с 14 по 21 августа – в нашей области стоимость бензина АИ-92 выросла на 0,5%, до 48,36 руб. за литр, АИ-95 – также на 0,5%, до 52,11 руб., АИ-98 – на 1,2%, до 62,33%. Дизельное топливо прибавило в цене 0,7% – до отметки 58,2 руб. за литр, по данным Ярославльстата.

Ещё более впечатляют показатели роста за три месяца. Если 15 мая литр АИ-92 стоил 45, 97 руб., то 21 августа – на 2,39 руб. больше. Соответственно, литр АИ-95 – на 1,5 руб. больше, АИ-98 – на 3,54 руб., а дизтопливо – ровно на 1 руб.

По сравнению с ценами в декабре 2022 года к началу нынешней осени стоимость АИ-92 подскочила на 6,7%, АИ-95 – на 6,1%, АИ-98 – на 5,7%, дизтоплива – на 3%.

Повод немного порадоваться у наших автомобилистов есть, ведь пока цены в Ярославской области на бензин самые низкие в ЦФО, исключение составляет лишь Калужская область. Скажем, в Воронежской области АИ-92 стоит 50,99 руб. за литр, а в Москве – 50,15 руб. при средней цене по ЦФО 50,06 руб. Остаётся гадать, надолго ли такое затишье.

Однако беспокойство нарастает, потому что сообщения о росте цен, а то и перебоях в поставках топлива приходят из разных городов, а в прошлом году ничего подобного не наблюдалось. Например, наиболее популярные марки АИ-92 и АИ-95, вопреки прогнозам и ожиданиям, с января по декабрь 2022 года в среднем по РФ даже чуть подешевели (на 0,8% и 0,4% соответственно). И это при том что уровень годовой инфляции составил, по выводам официальной статистики, более 12%! В нашем регионе тенденция к росту набрала силу с апреля этого года, и уже в мае рост составил от 0,7% до 2,4% на разные марки бензина.

Демпфер и угрозы

«Причина подорожания бензина в мае-августе одна для всей нашей страны. С 2019 года в России действует демпфер – механизм сдерживания цены топлива на внутреннем рынке при резких колебаниях цен на нефть. Его суть в том, что бюджет доплачивает нефтяным компаниям, если экспортная цена на топливо превышает фиксированную цену внутреннего рынка. Но в этом году демпфер решением финансовых властей был снижен в два раза из-за непростой ситуации с наполнением федерального бюджета. Это создало давление на внутренние цены: в самом деле, не нужно удивляться тому, что нефтепереработчики начали искать другие способы получения прибыли», – пояснил доцент экономического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова Александр Прохоров.

По оценке эксперта, давно замеченную закономерность о «жёсткой связке» топливных и всех других цен никто не отменял. «Стоимость бензина заложена в производство, перевозку и реализацию товаров, но, конечно, влияние подорожавшего топлива на розничные цены будет не одномоментным, а с различными временными лагами. К тому же подорожание бензина и рост цен происходят не пропорционально: к примеру, если бензин дорожает на 2%, то конечная стоимость продуктов питания, в том числе социально значимых, может вырасти после этого на 5-10%, ведь между производителями и торговыми сетями – цепочка посредников», – моделирует ситуацию Александр Прохоров.

Вспомним, что столь интенсивно, как сейчас, стоимость топлива последний раз росла осенью 2021 года. В итоге годовая инфляция в стране оказалась максимальной с 2015 года – 8,4%. А лидерами подорожания стали сахар (33%), яйца (23%), подсолнечное масло (22%) и плодоовощная продукция (12%), что подтвердило известную закономерность. Это показатель угроз, уже вставших перед нами в полный рост, но всё же не прогноз на год текущий.

Да, сейчас власти рассматривают различные ограничительные меры, такие как лицензирование экспорта топлива и повышение экспортных пошлин, чтобы сдержать рост цен на топливо. Поэтому пока можно сказать, что традиционная летняя дефляция (падение цен на продовольствие) состоялась, как и в былые годы, хотя и в скромных масштабах. А в начале осени мы увидим, насколько удачными окажутся попытки «притушить» рост цен на бензин, от которых зависит продовольственная инфляция.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах