Всего за два года коллектив ОАО «ЯЗДА» «Группы ГАЗ» разработал и подготовил к серийному выпуску новый продукт - топливный насос высокого давления аккумуляторного типа Common Rail экологического стандарта «Евро-5».
Предприятие и раньше не испытывало недостатка в признании качества своей продукции. Например, КАМАЗы, снабжённые топливными насосами ЯЗДА, одиннадцать раз выигрывали ралли Париж-Дакар. А теперь ярославцы выпустили продукт, превосходящий по ряду параметров зарубежные аналоги.
Ярославские мастера
Идеальная геометрия деталей - важнейшее условие для производства топливного насоса, способного создавать давление в 2000 атмосфер с резервом до 2500. Поэтому и в прецизионных станках, и в комнате замеров ключевых деталей насоса поддерживается постоянная температура и влажность - ведь даже от незначительных колебаний внешних условий деталь может расшириться на несколько микронов, а это нарушит процесс обработки и сборки.
Перед ярославцами стояла задача превзойти в показателях аналогичный продукт немецкой компании Bosch, до сих пор использовавшийся в двигателях семейства ЯМЗ-530, и им это удалось. Насос производства ЯЗДА создаёт большее давление, а именно давление впрыска топлива определяет эффективность его сгорания и, как следствие, минимизирует количество вредных выбросов, учитываемых нормативами «Евро-5». Кроме того, в отличие от западного «коллеги» новый топливный насос может работать даже на низкосортном топливе, что, к сожалению, до сих пор всё ещё очень актуально для России.
«Выполнение современных экологических стандартов «Евро-5» и «Евро-6» требовало применения принципиально новой топливоподающей аппаратуры, которая обеспечивает повышенное давление впрыскивания, высокую точность дозирования топлива, гибкое управление характеристиками впрыскивания в зависимости от режима работы дизеля, - говорит Сергей Поляков, управляющий директор ОАО «ЯЗДА». - Новая разработка позволит нам заместить импортные аналоги в составе двигателей и обеспечить выход на зарубежные рынки».
«Насос, конечно, для нас очень непростой, - признаёт Сергей Богачёв, главный конструктор ОАО «ЯЗДА». - Он компактный, «быстроходный». И спроектировать его нужно было в очень сжатые сроки. Поэтому большое значение имела командная работа. Практически одновременно конструкторы и технологи разрабатывали техпроцессы на детали и изготавливали оснастку, а детали, можно сказать, сразу со станка поступали на испытания».
Для ускорения процесса разработки и удешевления конечного продукта специалисты ЯЗДА изначально ориентировались на собственные технологии и отечественные материалы и комплектующие. В результате степень локализации нового топливного насоса составила 95%, за счёт чего его стоимость удалось сделать практически независимой от колебаний валют. Сегодня топливный насос ЯЗДА значительно дешевле зарубежного аналога.
Семь раз проверь
В 2014-2015 гг. опытные образцы ярославских топливных насосов высокого давления испытывались в составе топливных систем на самых разных транспортных средствах и даже в разных странах. По итогам тестов на испытательном стенде (в том числе в режиме с превышением номинальных параметров насоса) специалисты Bosch признали параметры топливоподачи нового продукта Ярославского завода соответствующими уровню «Евро-5».
Ведущая австрийская инжиниринговая компания AVL, проведя свою экспертизу, подтвердила, что двигатель, укомплектованный новым насосом ЯЗДА, выполняет нормативы «Евро-5» с запасом. Попутно стабильность работы насоса подтвердилась при эксплуатации в составе двигателей на автобусах и грузовиках.
Двигатели ЯМЗ-530, оснащённые новыми насосами, установлены на различные автобусы и автомобили производства ПАЗ, ГАЗ, МАЗ и других автопроизводителей.
Контроль качества продукции осуществляется на специальном стенде, имитирующем работу насоса в двигателе. Для подтверждения годности каждого насоса его проверяют на всех режимах, от частичной нагрузки до максимальной мощности, замеряя все значимые параметры: давление, подачу топлива и т.д.
«Если детали, входящие в насос, проверяются выборочно, то каждый готовый насос обязательно проходит процесс сдачи на стенде, - объясняет Сергей Богачёв. - Только подтвердивший свою годность на всех режимах продукт мы отдаём потребителю».
Завтрашний день
Уже сегодня, несмотря на сложную экономическую обстановку в стране, ОАО «ЯЗДА» обеспечено заказами на месяцы вперёд. А запуск серийного производства самого конкурентоспособного топливного насоса в России должен дать в ближайшие годы серьёзный рост объёмов производства. Что, в свою очередь, по мнению управляющего директора завода, должно способствовать и обеспечению занятости ярославцев на одном из передовых российских производств, и их уверенности в завтрашнем дне - ведь предприятие с таким уровнем разработок всегда останется «на плаву».
«Опытная партия насосов была выпущена в апреле, - говорит Сергей Поляков. - Первый заказ мы уже получили и в этом месяце поставим потребителям первые 200 товарных насосов. В мае начнётся серийное производство. Всего в 2016 году должно быть поставлено около пяти тысяч насосов. А в перспективе ближайших двух-трёх лет объёмы поставок будут увеличены до 25 тысяч штук в год».
В более масштабной перспективе ЯЗДА планирует полностью вытеснить европейские узлы в ярославских двигателях и заменить их собственной полнокомплектной топливной системой. Для того чтобы перейти на самостоятельное изготовление форсунок и аккумуляторов высокого давления (рэйлов), нужны инвестиции в высокоточное оборудование - в экспериментальном цехе положительные результаты уже достигнуты. Одновременно конструкторы завода планируют доводить новые топливные насосы до уровня «Евро-6».
Также в ближайших планах ЯЗДА - разработка топливных насосов для тяжёлых двигателей тепловозов, кораблей и мощных дизельных генераторов. Здесь помимо экологических показателей необходимо будет совершенствовать и такие параметры, как, например, ресурс. Такие насосы на предприятии ещё не делали, но новые задачи не пугают заводчан. Применяя нестандартные решения и находя новые возможности для развития в кризисный период, ярославские двигателестроители обеспечивают реальное импортозамещение в отрасли и повышают конкурентоспособность предприятия на долгие годы вперёд.
Бизнес
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть