aif.ru counter
14.11.2014 15:52
348

Бюджет недоразвития. Ярославская область вошла в режим «жестокой экономии»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Аргументы и Факты - Ярославль 12/11/2014

Ноябрь в Ярославской области, без сомнения, пройдёт под знаком бюджетных баталий. Доходов слишком мало, федеральная помощь под большим вопросом, а расходные обязательства растут, и вполне закономерно. Своими оценками проекта главного финансового документа поделился доктор экономических наук, профессор ЯрГУ им. П.Г. Демидова Фёдор Завьялов.

В заложниках тысячелетия

Игорь Велетминский, «АиФ-Ярославль»: Фёдор Николаевич, главный упор в ходе депутатских слушаний в областной думе накануне внесения бюджета был сделан на размер дефицита бюджета-2015. Правительство области настаивает на 5%, депутаты считают реальным порог в 7-8%. В чём, на ваш взгляд, опасность растущего превышения расходов над доходами?

Фёдор Завьялов: Дефицит бюджета сам по себе – не самая страшная вещь. Но если мы посмотрим на основные параметры проекта бюджета, то легко заметим главный отрицательный аспект дефицита: он накрепко связан с большим государственным долгом Ярославской области. Уже сейчас он превышает половину собственных доходов, прогнозируемых на 2015 год: 27 млрд и 50 млрд руб. соответственно. В первоначальном, правительственном варианте проекта дефицит на уровне 4% доходов, или 2 млрд руб. Но именно такая сумма потребуется только на выплату процентов по долговым обязательствам в следующем году. Вот главная проблема. Попытка взять кредиты для покрытия долга в банках приведёт лишь к его увеличению в будущем, и тогда бюджет на 2016-2017 годы будет ещё более сложным. А если сейчас урезать немалое число статей расходов, чтобы уложиться в требуемые Минфином России 5% дефицита и получить бюджетные кредиты, то как обеспечивать социально-экономическое развитие региона? Получается замкнутый круг.

- И в чём вы видите его корни?

- Конечно же, нельзя не учитывать особенности межбюджетных отношений, сложившихся после радикальных изменений в распределении налогов между федеральным, региональным и местным уровнями бюджета в 2004 году. Но это общая тенденция. А вот, к примеру, преодолевший все разумные барьеры дефицит городского бюджета Ярославля. Он сложился во многом из-за непозволительных трат на подготовку к тысячелетию областного центра. Да, были федеральные деньги, но, чтобы их получить, брались кредиты на софинансирование. Кризис 2008 года и падение доходов предприятий усугубило проблему долга и перевело её в разряд вечной «головной боли». Да и многие расходы областного бюджета оказались неэффективными. Так что нельзя не отметить и низкий уровень качества управления.

Фото: АиФ

Инвестиции - «тихие», инфляция – громкая

- Много говорилось о различных инвестпроектах как гарантии притока больших средств…

- Почему отдача от инвестиций не соответствует ожиданиям – отдельная большая тема. Хотя и подоходный налог, и часть налога на прибыль, и земельный налог идут в местные  бюджеты. Замечу, что земельный налог увеличен значительно – посмотрим, как это в следующие годы скажется на бюджетах районов. Пока же ясно, что доходы региональной казны практически не растут. А обязательства по увеличению зарплат учителей и врачей  надо выполнять, да и не ими одними нужно обеспечивать многочисленные бюджетные учреждения. С учётом предложений депутатов уже сейчас дефицит бюджета выходит за установленные рамки и составляет 6,4%. И это в самом начале бюджетного процесса.

- В проекте федерального бюджета-2015 заложена прогнозная годовая инфляция в 7,3%. А как может себя повести этот показатель в нашей области?

- На 2014 год региональный бюджет верстался исходя из 7-процентного индекса роста цен. Но уже за 9 месяцев этого года инфляция зафиксирована Ярославльстатом на уровне 8,6%. Это неудивительно, поскольку наш регион опережает по росту цен другие: слишком много привозных продуктов, материалов, оборудования. А впереди самый инфляционный месяц – декабрь, который может добавить ещё 1,2-1,3%. Так что мы, увы, намного «перевыполним» норматив инфляции. А денег в бюджете на компенсацию гонки цен бюджетникам нет. Очевидно, что велика вероятность повторения такого сценария и в 2015 году.

Зарплаты чиновников? Забудьте!

- Так на чём же придётся экономить?

-  Сокращения пойдут практически по всем программам, но здесь важно понимать, что не могут быть урезаны защищённые статьи - зарплаты. В отличие, скажем, от госпрограммы развития здравоохранения, на которую вместо необходимых по нормативам 9 млрд  руб. в проекте бюджета заложено только 8,3 млрд руб.  Но в первую очередь урезать придётся расходы на строительство и дорогостоящие бюджетные инвестпрограммы или переносить их осуществление на будущие годы.

- А не пора ли взяться за «священных коров», то есть зарплаты всевозможных чиновников?

- Действительно, на содержание региональных и муниципальных чиновников в Ярославской области в прошлом году было потрачено 7,6% всех доходов бюджета. Эта цифра приведена в последнем исследовании РБК о численности и заработке чиновников в России. В  Ярославской области – более  13 тыс. чиновников. На тысячу человек приходится 10 бюрократов, или 20,7 - на тысячу работающих. Их средняя зарплата гораздо выше средней по региону.  А что до сокращений – да, они заявлены, но зачастую бывают фиктивными: убирают вакансии или самый низший персонал. Между тем, доходы правительственных служащих весьма высоки. И в областной думе заседают очень небедные люди. Но замахнутся ли они сами на себя, даже видя все беды бюджета? 

Импортозамещение - под нож?

- Вы сказали о грядущем секвестре программ развития. А реальны ли в этой связи планы импортозамещения, немыслимые без господдержки?

- Вспомним, что урезание помощи  сельскому хозяйству началось до объявления курса на импортозамещение, когда были введены очень маленькие выплаты хозяйствам - всего 350 руб. на гектар земли. Естественно, ставка на рост производства должна сопровождаться увеличением финансовых вливаний в АПК. И именно на 2015 год, когда и сеять надо больше, и поголовье наращивать. Ведь нынешний год, когда и стала ясна необходимость вытеснения импортных продуктов, для селян уже «закрыт». А цены в нём скакнули впечатляюще: только цена свинины выросла больше чем на 20%. Нужны льготы, в том числе по кредитным ресурсам: аграриям и нынешних банковских ставок не осилить, а они продолжают расти. Государству нужно увидеть, как много предприятий – и не только сельскохозяйственных, но и промышленных – могут сделать импортозамещение реальностью. И разработчикам бюджета стоит, несмотря на все сложности, помогать им, дальновидно инвестируя в будущее.  Иначе здравая идея так и останется лишь красивым лозунгом. 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество