aif.ru counter
545

«За державу обидно». Михаил Нянковский о причинах оглупления молодёжи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Аргументы и Факты - Ярославль 03/04/2013
Коллаж Полины ИВАНОВОЙ

- Михаил Александрович, вы согласны с мнением академика Сергея Капицы, который говорил: «Мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, - воспитали страну идиотов»?

- Называть Россию страной идиотов язык не поворачивается. Но, к сожалению, наблюдения последних лет свидетельствуют: вся наша система образования и воспитания так или иначе приводит к тому, что действительно падает уровень образованности. Что у нас сегодня в школе? Информатика, иностранные языки, физкультура – очень хорошо. Но не ставятся вопросы собственно развития личности, формирования её интеллекта. Когда мы говорим о выходе на международный простор, мы забываем, что надо формировать ещё и россиянина. Потому что есть национальные особенности, национальные язык, культура, литература. Если наш физически здоровый, знающий иностранные языки и хорошо разбирающийся в компьютерных технологиях человек не будет владеть отечественной культурой, он перестанет быть россиянином. В лучшем случае он просто уедет на Запад и там получит Нобелевскую премию. Я буду за него очень рад, но за державу обидно. Всё национальное, что у нас накопилось веками, просто выметается из концепции образования.

- А если конкретнее?

- Сейчас, к примеру, беда с гуманитарным образованием – оно просто никому не нужно, кроме иностранного языка. Какие-то попытки делаются в школах по изучению русского языка – вялые, неубедительные, грамотность сегодня – просто чудовищная. В России литература, культура, духовность, о которой мы так много говорим, всегда стояли на первом месте. Сегодня делается всё, чтобы задвинуть литературу на самое последнее место – и по количеству часов, и по экзаменам. Из школы выходят люди, которые подготовлены к ЕГЭ, но которым не дана ни нравственная основа, ни культурная.  Кем легче управлять? Тем, кто умеет только отвечать на вопросы тестов, или тем, кто умеет мыслить, творить? Ответ очевиден: управляема масса, которая не мыслит, не делает выбора, не способна осознавать ситуацию, в которой живёт.

- Вы можете сравнить уровень ярославских учителей и школьников с другими регионами?

- Мне приходится довольно часто общаться с учителями со всей России – в качестве члена жюри я каждый год бываю на Всероссийском конкурсе «Учитель года», вот уже в 20-й раз собираюсь. Плюс к этому мне много приходится ездить по городам и весям, проводить семинары для учителей. Поверьте, у нас есть тысячи и тысячи замечательных талантливых учителей, миллионы нормальных, мыслящих детей. Если говорить о Ярославле, то я прекрасно знаю многих учителей-словесников, и большинство из них – очень образованные, интеллигентные, начитанные люди, любящие свой предмет и делающие всё, чтобы не погибла русская литература, в том числе и в школьной программе. Проблема в другом – всё, что они делают талантливого, интересного, яркого и чего добиваются, - всё это не благодаря, а вопреки системе образования и тем тенденциям, которые в ней заложены.

- В нашем регионе людей с высшим образованием очень много, в том числе и на высоких должностях. Однако часто они не могут даже писать без ошибок. Почему? Может, не случайно разгорелся недавно скандал федерального значения с липовыми диссертациями?

- Единственное, что меня удивляет во всей этой ситуации, что только сейчас спохватились. Что такое была диссертация и научное звание кандидата или доктора наук в прежние времена? Когда я занимался изучением собственной родословной, мне в руки попалась зачётная книжка моей бабушки, которая училась в Харьковском университете сразу после революции. И я рассмотрел фамилии преподавателей, которые её учили: это всё профессора – авторы учебников, анатомических атласов, открытий в области биологии, химии, медицины. И в советские времена доктором наук был человек, совершивший открытие. Степени давались за реальный вклад в науку. Так было. Но потом вузам стало важно, сколько у них работает кандидатов, докторов, и чем больше, тем лучше. Стали расти, как грибы, учёные советы, и все эти диссертанты. Произошло обесценивание диссертаций и учёных степеней. Тут быстро смекнули наши чиновники и бизнесмены, насколько это престижно. Естественно, сами они диссертаций писать не стали, им гораздо проще заплатить какому-нибудь реальному учёному. Но учёный ведь тоже не дурак: зачем он будет открытие совершать и вписывать это в диссертацию, к которой он не имеет отношения? Началась эпоха плагиата. К сожалению, у нас происходит девальвация всего.

- Что на сегодня вам внушает оптимизм?

- На самом деле у меня такого безудержного оптимизма ничто не вызывает в нашей жизни. Но и пессимизма тоже. Бывали, если честно, хуже времена. И сейчас мы справимся. В сфере образования помимо министерства и региональных структур есть ещё педагогическое сообщество – как я говорю, несколько человек, которые не занимаются глобальными проектами, а «то ли по глупости, то ли по привычке» продолжают учить детей. И прежде чем принимать решение о том, как реформировать школу, загляните в неё, посмотрите, что там происходит. Нельзя принимать решения в отрыве от реальности.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах