Примерное время чтения: 7 минут
348

От Рыбинского – к Карабулинке. У ярославцев есть шансы на «мостовой прорыв»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Аргументы и факты - Ярославль 25/01/2023
Мост в Рыбинске в августе отметит 60-летний юбилей.
Мост в Рыбинске в августе отметит 60-летний юбилей. администрация города Рыбинска

В наступившем году двумя главными «инфраструктурными событиями» в Ярославской области, без сомнения, станут модернизация Рыбинского моста и старт проектирования строительства третьего моста через Волгу в Ярославле. 

Интересно, что красивый, «открыточный» мост в Рыбинске в августе отметит 60-летний юбилей, а Карабулинская развязка – 15 лет с момента создания её первого проекта.

Ремонт юбиляра

В Рыбинске под занавес минувшего года подвели итоги электронного аукциона по ремонту моста через Волгу. Его за 2,8 млрд руб. будет модернизировать компания «ЕКС», которая уже обустроила строительный городок и площадку для хранения материалов. Эта структура уже делала берегоукрепление в Казанском микрорайоне города, а сейчас выполняет такие же работы у «Вымпела». Внушительную сумму проекта оплачивает федеральный бюджет.

«Завершить ремонт компания обязана к 31 июля 2024 года, – сообщил мэр города Рыбинска Дмитрий Рудаков. – Активная фаза ремонта развернётся с весны 2023 года».

Как пояснили городские власти, на мосту строители отремонтируют пролётные строения, лестничные сходы, эстакадные и русловые опоры, заасфальтируют проезжую часть, тротуары, пересечения и примыкания, установят бортовой камень. В рамках проекта укрепят дно русла реки, устроят судовую сигнализацию, наружные сети водоснабжения, дождевую канализацию и наружное освещение. На последнем этапе проведут испытания моста и озеленят территорию.

Во время ремонта мост закрывать не будут: по обеим его сторонам установят светофоры для организации реверсивного движения. Три регулировщика появятся на левом берегу Волги на выезде с моста, один оборудуют перед мостом на улице Максима Горького, ещё два – на дамбе и пересечении улицы Гражданской и Переборского тракта.

Действительно, важна каждая деталь, ведь это – первая модернизация Рыбинского моста, который 25 августа 2023 года отметит 60-летие со дня ввода в действие.

«Когда во весь гигантский рост...»

Как вдохновенно говорят экскурсоводы, а поток туристов в город растёт, «Рыбинский мост – один из самых длинных и оригинальных на Волге, вместе со Спасо-Преображенским собором он считается визитной карточкой города». Добавим деловым стилем: это единственный мост в Рыбинске через Волгу, вместо предполагавшихся трёх по генплану развития города.

Можно вспомнить, что строительство моста предусматривалось сметой Волгостроя ещё в 1938 году. Спустя год строители смонтировали часть бетонных опор. Первоначальный проект предполагал снос собора, но в связи с необходимостью как можно скорее достроить Рыбинскую ГЭС возведение моста отложили. А затем проект вновь был отложен: шла Великая Отечественная война, затем послевоенное восстановление народного хозяйства. Инженеры и строители вернулись в Рыбинск только в середине 50-х годов.

«В материалах о сооружении моста за 1955 год были даны обоснования целесообразности его строительства. В их числе: мост через Волгу сооружается в центральной части города и связывает заречную часть с 30-тысячным населением и несколькими предприятиями (судоверфь, фабрика кровельных материалов, маслозавод, карьер инертных материалов) и учреждениями с правобережной центральной частью города. Кроме того, стоимость транспортировки материалов и готовой продукции через Волгу и в обход через плотину электростанции предприятиям города обходится ежегодно в 6 млн руб. государственных средств, не говоря о других затратах, которые трудно учесть. Мост свяжет центральные районы с заволжскими северными районами страны, – отмечает в своём исследовании сотрудник филиала Государственного архива Ярославской области в городе Рыбинске Александра Алексеева. – Исходя из этих причин, по ходатайству городских и областных организаций Совет министров СССР принял решение о строительстве моста».

Кстати, от идеи сноса собора – шедевра Авраама Мельникова – решили отказаться и выбрали другое место. Подвели железнодорожную ветку, построили завод для оперативного производства материалов. То, что нельзя было сделать на месте, доставляли по железной дороге из Ярославля.

К 1959 году было завершено возведение четырёх ключевых опор, установили одно пролётное строение, вели работы на подходах к мосту. Рядом собрали гигантский портальный кран грузоподъёмностью 60 тонн.

Общая длина – 720 метров. Шесть пролётов, в том числе два судоходных. В рамках сдаточных испытаний прочность конструкции проверяли 150 грузовиков с песком. Мост их успешно выдержал. Заключительные работы по строительству моста проходили в 1963 году. Многие годы рыбинцы жили ожиданием. Местный поэт так выразил общие эмоции: 

Осталось ждать совсем недолго,
Когда во весь гигантский рост
Поднимется над синей Волгой,
Как богатырь, красавец мост.

25 августа 1963 года мост открылся. Тысячи горожан пришли на площадь имени Маяковского (сейчас – Соборная площадь), туда, где соединяются два крыла Волжского моста, чтобы стать свидетелями торжественного события. С появлением моста изменился весь облик города, а слова о «визитке» уже обречены на миллионное повторение.

Стартуем от Тормозного шоссе

И, как оказалось, уже в середине 2024 года рыбинцы вновь смогут полюбоваться своим мостом – уже преображённым. Вероятность стопроцентная, а всё потому, что федеральные деньги пришли. Именно от этого фактора зависит сейчас степень вероятности возникновения третьего моста в областном центре. Начало его проектирования пока намечено на этот год – и мыслится как первый из пяти этапов создания Карабулинской развязки.

К слову сказать, её проект-первенец был разработан уже полтора десятка лет назад! Тогда были надежды на реализацию дорогостоящего проекта с помощью включения его в план подготовки к 1000-летию города, которое отмечалось в 2010 году. Но даже тогда построить развязку не удалось. Помешал, в числе прочего, и финансовый кризис 2008 года.

Затем не раз разрабатывалась документация разной степени готовности, производились расчёты. Так, в 2015 году тогдашний председатель правительства Ярославской области Александр Князьков рассказывал: «Проект нужен. В план вносятся некоторые изменения, но его суть осталась прежней: развязка должна объединить проспект Толбухина и проспект Фрунзе, разгрузив от транспорта центр города и Московский проспект. Но денег на его реализацию, а это порядка 24 млрд руб., сейчас нет».

Вот другой пример – уже образца 2018 года. Тогда областные чиновники также искали способы финансовых решений.

«Проект уже с определённой историей. Он очень затратен и только на первом этапе потребует около 12 млрд руб. Но время показало, что развязка нужна для города и региона. Проектно-сметная документация есть, экспертизы пройдены, вопрос только в финансировании, – говорил губернатор Ярославской области в 2016-2021 годах Дмитрий Миронов. – Мы, конечно, будем бороться за средства, но полагаться только на федеральный бюджет не можем. Возможно, стоит рассмотреть и вариант с концессионным соглашением».

Мощную дозу оптимизма ярославцы получили в конце минувшего года, когда областные власти презентовали венец своих усилий – проект, соединивший все существующие проекты Карабулинской развязки.

По оценкам института «Гипростроймост», стоимость строительства развязки вместе с мостом – порядка 61 млрд руб. Эта сумма включает сооружение 4-6-полосной дороги протяжённостью более 8 км от проспекта Толбухина через Московский проспект до улицы Университетской в Заволжском районе города. Разработано и предварительное задание на проектирование, как сообщала в декабре 2022 года пресс-служба правительства Ярославской области.

«Первое, что мы будем реализовывать, – поручение Президента России Владимира Путина обеспечить строительство в 2023-2027 годах мостового перехода через Волгу, который соединит Фрунзенский и Заволжский районы. Если будет позволять финансирование из федерального бюджета, можем параллельно работать над другими этапами проекта», – обозначил мегацель директор департамента дорожного хозяйства Ярославской области Роман Душко.

Уже известны и подробности будущего проекта, технический аудит которого завершён. Эпохальный для Ярославля проект должен начаться со строительства четырёхполосной транспортной развязки и эстакадного подхода на Тормозном шоссе. Его протяжённость составит 800 метров. Когда развязка будет готова, потенциальный подрядчик сможет приступить к возведению долгожданного третьего моста через Волгу. Напомним, первый мост – Октябрьский – был построен в 1961-1966 годах, а движение по второму – Юбилейному – мосту было открыто в октябре 2006 года.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах