Всё больше в ярославском обществе ощущается социальное неравенство, растёт пропасть между богатыми и бедными. Кто же принадлежит у нас сегодня к высшему сословию, и как ощущают себя в несовершенном обществе эти, как они уверены, «великие, божественные» создания? Об этом мы попросили порассуждать журналиста, блогера, педагога, члена Союза российских писателей Евгения Ермолина.
Ольга Савичева: Евгений Анатольевич, почему в наше время старшеклассники хотят стать чиновниками, депутатами или, на худой конец, предпринимателями?
Евгений Ермолин: В России снова сильны архетипы сословного общества. Это только кажется жуткой архаикой. Заостряя: у нас два правящих сословия – чиновничество (главное) и коммерсанты. Остальные - смерды, питаемые хлебом и зрелищами.
- Ну что ж, рискнём заняться сатирой. Всё же не столько на лица, сколько на нравы. Я думаю, типичный представитель правящего сословия не заморачивает себя рефлексией. Хорошо он себя ощущает. Это не пушкинский Борис Годунов, истерзанный угрызениями совести, а примерно пушкинский Кирилл Петрович Троекуров. Или безымянный вельможа из некрасовских «Размышлений у парадного подъезда»:
«Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не даёт.
И к чему? Щелкопёров забавою
Ты народное благо зовёшь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрёшь!»
В сложившихся координатах ничего ему не грозит. Другое дело, что раньше в мире столетиями ничего не менялось, а теперь кризис – за каждым углом, и предсказать его нельзя. Тем более что ныне и домик на юге Франции или хоть в чешских Татрах – под вопросом, да и вообще проблематизируется оптимистический ещё недавно сюжет «русский барин за границей». Мы вступаем в полосу исторической турбулентности.
- Как влияет на личностные характеристики постоянное существование наших чиновников и депутатов в рамках двойных стандартов и лжи? Так, депутаты напоказ выставляют свои благие дела – к примеру, вешают скворечники, сажают деревья. Но мало заботятся о бедных, простых ярославцах. Стремятся во власть не для того, чтобы обеспечить благополучие общества, а чтобы наладить собственный бизнес.
- Так это патерналистская модель: сам я хорошо кушаю и на мягком сплю, но из излишков могу и людишек подкормить-порадовать. Не думаю, чтоб тут возникало какое-то внутреннее противоречие. Конечно, такой тип сознания жутко архаичен. Но оказался жизнеспособен. Так что уместно вспомнить русскую классику. Сатирически таких персонажей изображал Салтыков-Щедрин. Аналитически – Гончаров в «Обыкновенной истории» (Петр Иванович Адуев – но это, конечно, столичного полёта птица, не провинциальным небокоптителям чета). Ну а вершина типа – гоголевский Павел Иванович Чичиков, конечно. Русская литература вышла из гоголевской «Шинели», а современная русская жизнь – это, прежде всего, творение Чичикова ...
- История всех оценит по достоинству. Про имперский Рим мы знаем по Тациту и Светонию. Про Византию - по «Тайной истории» Прокопия Кесарийского. И это нелицеприятное знание. Не переиздан у нас обличитель ярославских чинодралов Константин Доводчиков, но он был. Проблема ещё в том, что у нас вместе с аристократией был истреблён и принцип чести как норма жизни. Поэтому общественная мораль чаще всего основывается не на чести и даже не на взаимовыгодном договорном согласии, а на сиюминутной выгоде. Да, грустно, что имя и дело Мельгунова используются всуе. Мельгунов всё же истратил своё огромное состояние, деньги от продажи Елагина острова и московской усадьбы на Кудринской площади, - на ярославский Дом призрения ближнего, на программу благотворительности во время голода…
- Может, потому у нас такое бескультурное и безнравственное общество, что рыба гниет с головы?
- Общество у нас, конечно, разнообразнее и интереснее в целом, чем, скажем так, правящий класс. Последняя четверть века породила огромную пестроту жизни. Но культурное варварство и кризис морали действительно бросаются в глаза. Не думаю, что мы должны ждать положительных примеров от власть имущих. Хотя почему бы и нет? Но пока что это крайняя редкость. История показала, что чиновнику сложнее, чем многим, переломить рутинную логику, обусловленную его социальным положением. Да и вообще праведная жизнь отдельных людей ещё ни разу не стала поводом для резкого изменения всей социальной среды к лучшему. Рецепт тут один для всех обществ: развитие гражданского общества, формирование политической нации. Это трудный путь, сложная работа. Но её придётся выполнить, мы никуда не денемся, если хотим, чтобы наша страна, наше общество сохранили себя «в мировом концерте отдельной партией».