Приближается знаменательная дата в истории нашего государства - 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. И чем дальше от нас Победа, тем больше мы должны уделять внимания нашей истории и ценить тех, кто являлся непосредственным участником тех событий. Об этом наш разговор с кандидатом исторических наук, заведующим ярославским Музеем боевой славы Михаилом Кербиковым.
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Михаил Дмитриевич, как вы относитесь к тому, что сегодня некоторые пытаются переписать историю и итоги Великой Отечественной войны в угоду политической конъюнктуре?
Есть некие базовые для истории вещи, консенсусные, с которыми соглашается большинство учёных. К примеру, мне выпало удовольствие общаться с директором Фонда и мемориала Бухенвальд и Миттельбау-Дора господином Фолькхардом Книгге, который сказал: «Ваша война против нацистской Германии была абсолютно справедливой, и в этом никто не может сомневаться».
Но это мнение историка, глубокого специалиста по проблемам трагедии Холокоста, войны и культуре памяти. А с другой стороны, есть политически окрашенные реплики, как последнее высказывание польского министра Гжегожа Схетыны, который предложил пересмотреть «списочный состав» победителей Второй мировой войны. Последнее является проявлением агрессивной исторической политики в области памяти, политическим выпадом в информационной сфере.
Для меня однозначно, чей вклад в дело победы над фашизмом был самый большой, - конечно, Советского Союза. Он решил три задачи, которые до этого не смогла одолеть ни одна европейская страна: остановил немецкую армию, переломил ситуацию в свою пользу и разгромил фашистское государство.
- Чем является для вас дата 70-летия Победы?
- С одной стороны, это самый важный день для Музея боевой славы и музея-заповедника, где мы с коллегами готовим большую выставку, посвящённую Великой Отечественной войне. Мы постараемся продемонстрировать ранее непоказанные вещи и по-своему ответить на вопрос о месте и роли ярославцев в Великой Победе.
Вообще, 70-летие Победы - повод задуматься, что значит эта дата для твоей семейной истории. История, по крайней мере, для меня, всегда начинается с собственной семьи. Именно с неё берёт начало история малой родины, потом страны и мировая. Эта важная дата - повод расспросить какие -то детали о прежней жизни представителей старшего поколения, это то, что нас всех связывает.
- Знаю, что вы собираете воспоминания ярославских ветеранов…
- Прежде всего, потому, что это счастье - общаться с людьми с большим жизненным опытом, таких вещей не прочитаешь в книгах. С другой стороны, есть объективная потребность, необходимость собирать архивы устных историй. И собирать не только воспоминания известных людей, но и простых участников событий, чей голос вообще может быть не услышан, а он важен.
Сейчас уходит поколение с уникальным опытом, те, кто пережил войну, кто помнит послевоенное восстановление хозяйства и своих родителей, их жизненный опыт, который простирается за пределы истории советского периода. Они могут передать память, голос тех, кто ушёл уже давно.
- Нередко ветераны обижаются, что их подвиги не интересны современной молодёжи. Почему, как вы считаете, молодые люди забывают нашу историю?
- Я бы не сказал, что забывают. Сейчас интерес ко Второй мировой войне и событиям Великой Отечественной просто колоссальный. Об этом, к примеру, говорит большое количество всевозможных молодёжных групп и блогов в социальных сетях.
Когда я провожу экскурсии по музею, а это всегда диалог, то вижу: есть дети, чей уровень знаний по войне достаточно высок, причём даже детей младших классов. Но бывает, что и нет в глазах ребёнка интереса.
Поэтому необходимы новые методы и приёмы формирования устойчивой мотивации к изучению и сохранение знаний о войне, об источниках победы. К примеру, через компьютерную игру «Мир танков» может появиться первоначальное зерно интереса ребёнка к истории военной техники.
Другая достаточно популярная современная форма - графический роман, некая разновидность комикса.
Необходимо больше снимать фильмов о Великой Отечественной, только меньше включать в них фантазий режиссёра. И вспомнить хорошую практику советского периода, когда были обязательны военные консультанты - участники войны, специалисты, преподаватели, чтобы в лентах не было ошибок, ляпов.
- А какова, на ваш взгляд, роль школы в воспитании патриотизма?
- Изучение периода войны, сохранение памяти о ветеранах не должно быть «из-под палки». Если учитель это делает с холодным сердцем, пускай и методически правильно, дети тут же почувствуют фальшь, что всё делается по разнарядке, и в них может развиться и раздражение, и неприятие, и даже переворачивание ценностей.
Когда учитель сухо говорит: «Все остаются после уроков, к нам сейчас придёт ветеран», - видно, что ему самому неинтересно. Нужно по-другому формулировать: мол, это только в кино стреляют красиво, а у вас есть шанс услышать от участника событий, как это было в действительности. Узнать, как человек на войне преодолевает свой самый сильный инстинкт - желание выжить. Это удивительно, и это не может оставить никого равнодушным.
Как говорил Бисмарк, «войны выигрывает школьный учитель». Потому что он воспитывает - или это поколение будет готово защищать свою страну и преодолевать себя, или нет.
- Что же такое, по-вашему, патриотизм?
- Не просто любить своё Отечество, свою историю, а стремиться оставить для следующих поколений лучшую жизнь.
Почему я свою работу в музее воспринимаю не столько как зарабатывание денег, сколько как в некотором роде служение.