296

«Передать голос ушедших». Историк о том, как сохранить память о войне

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. Аргументы и Факты - Ярославль 18/02/2015
Для многих 9 Мая - «очень личная дата».
Для многих 9 Мая - «очень личная дата». © / Из личного архива

Приближается знаменательная дата в истории нашего государства - 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. И чем дальше от нас Победа, тем больше мы должны уделять внимания нашей истории и ценить тех, кто являлся непосредственным участником тех событий. Об этом наш разговор с кандидатом исторических наук, заведующим ярославским Музеем боевой славы Михаилом Кербиковым.

Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Михаил Дмитриевич, как вы относитесь к тому, что сегодня некоторые пытаются переписать историю и итоги Великой Отечественной войны в угоду политической конъюнктуре?

Досье
Михаил Кербиков родился 25 октября 1981 года в Угличе. Закончил ЯГПУ им. Ушинского по специальности «Учитель истории, обществознания и немецкого языка». Кандидат исторических наук. С 2009 года работает в Ярославском музее-заповеднике, сейчас – в должности заведующего Музеем боевой славы.
Михаил Кербиков: Манипуляция историей, демагогия, искажение фактов - это на самом деле вненаучные вещи, относящиеся к сфере исторической политики. Именно такое «заигрывание» с историей допускает искажения, грубые однобокие толкования и одновременно исключает такой важный момент для науки, как диалог.

Есть некие базовые для истории вещи, консенсусные, с которыми соглашается большинство учёных. К примеру, мне выпало удовольствие общаться с директором Фонда и мемориала Бухенвальд и Миттельбау-Дора господином Фолькхардом Книгге, который сказал: «Ваша война против нацистской Германии была абсолютно справедливой, и в этом никто не может сомневаться».

Но это мнение историка, глубокого специалиста по проблемам трагедии Холокоста, войны и культуре памяти. А с другой стороны, есть политически окрашенные реплики, как последнее высказывание польского министра Гжегожа Схетыны, который предложил пересмотреть «списочный состав» победителей Второй мировой войны. Последнее является проявлением агрессивной исторической политики в области памяти, политическим выпадом в информационной сфере.

Для меня однозначно, чей вклад в дело победы над фашизмом был самый большой, - конечно, Советского Союза. Он решил три задачи, которые до этого не смогла одолеть ни одна европейская страна: остановил немецкую армию, переломил ситуацию в свою пользу и разгромил фашистское государство.

- Чем является для вас дата 70-летия Победы?

- С одной стороны, это самый важный день для Музея боевой славы и музея-заповедника, где мы с коллегами готовим большую выставку, посвящённую Великой Отечественной войне. Мы постараемся продемонстрировать ранее непоказанные вещи и по-своему ответить на вопрос о месте и роли ярославцев в Великой Победе.

И вместе с тем, это очень личная дата, поскольку я принадлежу к тому поколению, чьи деды воевали: один - на Дальнем Востоке, другой - на Западной Украине.

Вообще, 70-летие Победы - повод задуматься, что значит эта дата для твоей семейной истории. История, по крайней мере, для меня, всегда начинается с собственной семьи. Именно с неё берёт начало история малой родины, потом страны и мировая. Эта важная дата - повод расспросить какие -то детали о прежней жизни представителей старшего поколения, это то, что нас всех связывает.

- Знаю, что вы собираете воспоминания ярославских ветеранов…

- Прежде всего, потому, что это счастье - общаться с людьми с большим жизненным опытом, таких вещей не прочитаешь в книгах. С другой стороны, есть объективная потребность, необходимость собирать архивы устных историй. И собирать не только воспоминания известных людей, но и простых участников событий, чей голос вообще может быть не услышан, а он важен.

Сейчас уходит поколение с уникальным опытом, те, кто пережил войну, кто помнит послевоенное восстановление хозяйства и своих родителей, их жизненный опыт, который простирается за пределы истории советского периода. Они могут передать память, голос тех, кто ушёл уже давно.

- Нередко ветераны обижаются, что их подвиги не интересны современной молодёжи. Почему, как вы считаете, молодые люди забывают нашу историю?

- Я бы не сказал, что забывают. Сейчас интерес ко Второй мировой войне и событиям Великой Отечественной просто колоссальный. Об этом, к примеру, говорит большое количество всевозможных молодёжных групп и блогов в социальных сетях.

Когда я провожу экскурсии по музею, а это всегда диалог, то вижу: есть дети, чей уровень знаний по войне достаточно высок, причём даже детей младших классов. Но бывает, что и нет в глазах ребёнка интереса.
Поэтому необходимы новые методы и приёмы формирования устойчивой мотивации к изучению и сохранение знаний о войне, об источниках победы. К примеру, через компьютерную игру «Мир танков» может появиться первоначальное зерно интереса ребёнка к истории военной техники.

Другая достаточно популярная современная форма - графический роман, некая разновидность комикса.

Необходимо больше снимать фильмов о Великой Отечественной, только меньше включать в них фантазий режиссёра. И вспомнить хорошую практику советского периода, когда были обязательны военные консультанты - участники войны, специалисты, преподаватели, чтобы в лентах не было ошибок, ляпов.

- А какова, на ваш взгляд, роль школы в воспитании патриотизма?

- Изучение периода войны, сохранение памяти о ветеранах не должно быть «из-под палки». Если учитель это делает с холодным сердцем, пускай и методически правильно, дети тут же почувствуют фальшь, что всё делается по разнарядке, и в них может развиться и раздражение, и неприятие, и даже переворачивание ценностей.

Когда учитель сухо говорит: «Все остаются после уроков, к нам сейчас придёт ветеран», - видно, что ему самому неинтересно. Нужно по-другому формулировать: мол, это только в кино стреляют красиво, а у вас есть шанс услышать от участника событий, как это было в действительности. Узнать, как человек на войне преодолевает свой самый сильный инстинкт - желание выжить. Это удивительно, и это не может оставить никого равнодушным.

Как говорил Бисмарк, «войны выигрывает школьный учитель». Потому что он воспитывает - или это поколение будет готово защищать свою страну и преодолевать себя, или нет.

- Что же такое, по-вашему, патриотизм?

- Не просто любить своё Отечество, свою историю, а стремиться оставить для следующих поколений лучшую жизнь.

Почему я свою работу в музее воспринимаю не столько как зарабатывание денег, сколько как в некотором роде служение.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах