Ярославльстат подвёл итоги социально-экономического развития Ярославской области в январе-ноябре 2017 года.
Данные по финишному месяцу ещё не готовы, но поправка на декабрь существенна разве что для подсчёта выручки торговых сетей, как показывает опыт. Так что «вчерне» итоги минувшего года можно подвести уже сейчас.
Демография в печали
По оценкам статистиков, численность постоянного населения области с начала 2017 года уменьшилась на 4149 человек и составила к 1 ноября 1,266 млн человек. Тревожно, что естественная убыль населения в январе-октябре прошлого года увеличилась по сравнению с тем же периодом 2016 года на 1284 человека. Родилось на Ярославской земле 12 926 человек, умерло же 16623.
«Миграционный прирост компенсировал естественные потери населения лишь на 16,7%, - читаем в исследовании Ярославльстата. - За первые десять месяцев 2017 года этот показатель составил 832 человека, по сравнению с январем-октябрем 2016 года в 4,2 раза меньше. Этот большой спад стал следствием сокращения миграционного прироста в обмене населением с другими регионами России в 2,8 раза, с государствами-участниками СНГ - в 5,4 раза. Число людей, уехавших из нашего региона за рубеж, больше количества прибывших на постоянное жительство к нам».
Уместно вспомнить, что аналогичными выводами «порадовала» нас статистика и по итогам 2016 года. С одним уточнением: нынешние тенденции достаточно сильно заявили о себе уже в девяностые годы прошлого века. Численность населения Ярославской области на начало 2017 года составляла 1,271 млн человек. Ярославцы продолжали вымирать: естественная убыль в регионе была на уровне 4655 человек.
По данным Ярославльстата, рождаемость по сравнению с 2015 годом снижалась. В 2016 году родилось 15299 человек - на 162 меньше, чем годом ранее. Умерло 19954 человека - на 114 больше. Основная причина смертей неизменна - болезни системы кровообращения и онкология. Но миграционный прирост тогда компенсировал потери на 75%, сейчас же этот показатель в пять раз меньше. «Почти все, кто хотел переехать в Ярославскую область, уже это сделали и пустили корни», - председатель ЯРО организации «Ассамблея народов России» Нур-Эл Хасиев считает такое резкое «движение вниз» естественным.
«Пик прироста населения приходился на 1945-1950 годы. Поэтому смертность будет оставаться на высоком уровне за счёт ухода из жизни людей послевоенного поколения», - считает доктор экономических наук, профессор, председатель общественного совета при Ярославльстате Фёдор Завьялов. - Но одновременно с этим постоянно сокращается младенческая смертность, что, вместе с программами поддержки рождаемости, даёт шансы на постепенное преодоление демографического провала».
Экономика на подъёме
Совсем в иные тона окрашена та часть статистики, что исследует реальный сектор экономики. Индекс промышленного производства в январе-октябре 2017 года по сравнению с тем же периодом предыдущего года составил 115,2%. Для сопоставления: средний уровень по всей России - всего 101,6%, по ЦФО ещё меньше- 101,4%. Лишь Калужская (113%) и Московская (112,2%) области в ЦФО смогли подойти вплотную к уверенно лидирующей Ярославской.
Профессор Завьялов уточнил, что окончательные итоги 2017 года будут известны в марте нынешнего года, когда все предприятия обнародуют финансовые результаты своей деятельности. Только тогда станет ясно, оправдались ли оптимистичные прогнозы о выходе экономики из кризиса, много ли у нас в регионе прибыльных предприятий, работники которых могут надеяться на прибавку к зарплате.
Справка
Покупательная способность среднедушевых доходов населения Ярославской области - её вычисление является одним из методов статистики - в 2017 году неуклонно снижалась по сравнению с предшествующим годом. Так, если в январе-октябре 2016 года размер этих доходов позволял ярославцу купить в месяц 60,9 кг сливочного масла, а в тот же период 2017 года - уже только 49 кг, молока пастеризованного - 635 литров (586), кур охлаждённых - 226,3 кг (218,1), картофеля -1413 кг (998), чая чёрного байхового - 30,9 кг (29,1). Исключение составил сахар-песок (507 кг против 615 кг). А поездок в общественном транспорте также можно было сделать меньше: 1388 против 1202.