Ярославцы теряют интерес к браку. Как подсчитали в ЗАГСе Ярославля, за 6 месяцев этого года в Ярославле официально скрепили свой союз 1679 пар. Это меньше, чем за аналогичный период 2015 года, когда брак заключили 1955 пар.
Одновременно растёт число разводов: с 1253 в 2015 году до 1287 в 2016-м. Такая тенденция характерна для всех регионов России. По данным Росстата, в первом квартале 2016 года количество заключаемых браков по стране снизилось на 8%, по сравнению с прошлым годом. Почему так происходит, выяснял корреспондент «АиФ».
Демографическая яма
Наталия Рыбкина, начальник отдела ЗАГС города Ярославля, считает, что нынешняя ситуация - это отголосок катастрофического спада рождаемости тяжёлых для всей страны 90-х.
«Причин для уменьшения количества регистрируемых браков достаточно, - рассказала Наталия Владимировна. - Демографы склонны списать проблему на кризис, психологи - на новую культуру и подмену понятий. Лично я основной причиной уменьшения регистраций заключения брака считаю отголоски демографической ямы 90-х, когда было зафиксировано резкое снижение рождаемости. Сейчас это молодые люди 26-29 лет. Замечу, что основной возраст для вступления в брак для мужчин и женщин находится приблизительно в этом диапазоне - 25-34 года. Хотя ещё три года назад большинство женщин вступали в брак в возрасте 18-24 лет».
Однозначного ответа по поводу увеличения количества разводов среди ярославских семей нет, разбираться нужно в каждой ситуации отдельно.
«Развод, на мой взгляд, - глубоко личный процесс, который редко поддаётся корректировке, -
считает Наталия Рыбкина. - И перечень причин, побуждающих пойти на это решение, широк. Для молодых людей - это эмоциональная незрелость, боязнь бытовых сложностей, неготовность одного из супругов воспитывать ребёнка, супружеская измена. Для людей, имеющих большой супружеский стаж, - смена жизненных приоритетов, финансовая нестабильность, пагубные пристрастия одного из супругов, выгорание чувств».
Психологи считают, что сегодня меняется сам подход к созданию семьи.
«Я склонна согласиться с тем, что, подсчитывая количество заключенных браков, стоит помнить о демографической яме 90-х годов, - отметила Тамара Кутукова, психолог Центра корпоративного обучения и консультирования ЯрГУ им. П.Г. Демидова. - Мне не кажется, что есть основания как-то особенно тревожиться о том, что люди перестали жениться. Другой вопрос, что в последние годы в нашей стране происходят некоторые перемены в самом внутреннем устройстве семьи. Меняются мотивы вступления в брак. На первое место выходят любовь, интерес к другому, сексуальная гармония. То есть во главе угла качество отношений с партнёром. А вот с культурой построения отношений дела обстоят не особенно хорошо. Далеко не все обладают умением разрешать конфликты и грамотно выходить из семейных кризисов. Эти навыки как будто не привиты».
По мнению Тамары Юрьевны, история супружеских отношений наших родителей, бабушек и дедушек накладывает отпечаток на то, как мы выбираем супругов и живём в браке. Неосознанно мы либо копируем их сценарий, либо идём от противного и живём «наоборот». В нашей стране выросли поколения детей военных и послевоенных лет. Дети неполных семей и сильных женщин. Ситуация в стране уже давно не та, но сюжетная ветка старых сценариев продолжается.
«Сейчас всё больше схожи роли мужчин и женщин в обществе и семье, соответственно, - считает психолог. - Роли и «функционал» жены и мужа в современном браке несколько размыты и неясны. Жить в неопределённости непросто - нужно сознательно договариваться, вырабатывать свои, новые правила конкретной семьи. Иной раз кажется, будто легче найти нового партнёра, чем совершить внутреннюю работу. Но это не так. Безусловно, в новый брак люди идут с другими ценностями. Но как правило даже в кризисной семье есть большой потенциал для её сохранения и улучшения отношений».
Семья нужна
Светлана Лягушева, многодетная мать, руководитель ЯООБОФ «Российский фонд милосердия и здоровья»:
«Что может человек без семьи? Какая бы она ни была - большая с десятью детишками или маленькая, где только муж и жена, это закладывает в голове определённые ценности. Человек понимает, что ему есть ради чего жить, созидать и достигать высот. Семья - это те люди, которые тебя любят и понимают вне зависимости от обстоятельств. Для русского человека очень важен домашний очаг. Во многом против семьи сыграли принимаемые на федеральном уровне законы в течение последних 30 лет - льготы и компенсации для одиноких матерей, отмена налога на бездетность. Они породили тенденцию к гражданским бракам. В то же время недостаточно законодательных актов, помогающих семье. Люди должны быть уверены в социальных лифтах, таких как перспективы на жильё, рабочие места, детские сады и школы».
Счастье без штампа
Андрей Алексеев, блогер, генеральный директор киноклуба:
«Уверен, что «запись акта гражданского состояния», то есть штамп в паспорте, в XXI веке в свободном мире практически ничего не значит. А вот в консервативных обществах, где ячейку общества с пропиской легче контролировать, чем, например, общину хиппи, штампы имеют вес и значение по сей день. Боюсь, что в России, стране победившей бюрократии, государство ещё долго будет отчитываться о своих успехах в семейном строительстве только количеством официальных браков - и уж никак не числом счастливых пар по факту. А между тем, счастье штампом не удержишь.
Могу посоветовать молодым, находящимся только в начале совместного пути, не торопиться регистрировать отношения. Осознание необходимости брака обязательно придёт к вам, но прежде испытайте себя на стойкость к разлуке, соблазнам и на совместимость в быту».
Долой «кухонное рабство»
Как развивался институт семьи в России?
Мария Александрова, кандидат исторических наук:
«Интересно, что вплоть до XVIII века семья в России тесно связывалась с понятием «дом». Семьёй в нашем понимании слова считались все, кто проживает в одном доме и вместе ведёт общее хозяйство. По разным причинам под одной крышей могли оказаться как близкие родственники, так и люди, принятые в семью. Крестьянство, составлявшее большинство населения России, воспринимало нормой составную, многопоколенную семью с большим количеством детей. Впрочем, эти традиции разделяло и купечество, представители которого зачастую были выходцами из крестьян. Лишь в эпоху Российской империи, начиная с Петровских реформ, российское общество постепенно начало переходить к малой, или, как принято говорить, «нуклеарной» семье. Поначалу это коснулось дворянства, затем городской интеллигенции, а после отмены крепостного права к новому типу семьи перешла и основная масса россиян, покидавших родные края и по-разному устраивавших свои судьбы.
Однако и в малых семьях порядки и обычаи долго оставались строго патриархальными: муж воспринимался женой как хозяин дома, слово которого было законом, младшие обязаны были слушать и почитать старших, а интересы семьи всегда были важнее, чем кого-то из её членов. Революцию в восприятии семейных отношений совершили первые постановления советской власти: государство защищало право женщин на труд и общественную жизнь, а вместе с ним и на «свободу от отупляющего кухонного рабства».
Гораздо легче общество стало воспринимать и разводы, допускавшиеся прежде лишь в исключительных случаях. Удивительно, но в 1920-х годах наши соотечественники поговаривали и о постепенной отмене семьи - обобществлении быта, общественном воспитании детей в домах-интернатах. К счастью, жизнь оказалась мудрее, и сегодня каждый сам решает, каких семейных традиций придерживаться».