Примерное время чтения: 8 минут
719

Последняя надежда. Сергей Бабуркин - о соблюдении прав ярославцев

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. Аргументы и факты - Ярославль 08/02/2017
Ярославцы, прозябавшие в административном здании бывшего оборонного завода, обратились за помощью к омбудсмену.
Ярославцы, прозябавшие в административном здании бывшего оборонного завода, обратились за помощью к омбудсмену. / Из личного архива С. Бабуркина / Из личного архива

В советское время мы обходились без института омбудсмена. Сегодня даже не мыслим без него своей жизни.

Кто разберётся в конфликте, возникшем между властью и человеком? Задаст чиновникам неудобные вопросы? Скажет правду во всеуслышание? О защите прав людей и трудностях, возникающих на этом тернистом пути, мы попросили рассказать Сергея Бабуркина, уполномоченного по правам человека в Ярославской области.

В «нежилом жилье»

Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Сергей Александрович, с какими вопросами чаще всего обращаются к вам ярославцы?

Досье
Сергей Бабуркин родился в 1954 году в г. Струнино Владимирской области. Окончил Ярославский педагогический институт по специальности «история, обществоведение и английский язык», затем аспирантуру Института Латинской Америки АН СССР, докторантуру Дипломатической академии МИД РФ. Доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и социологии ЯГПУ им. Ушинского. В 2011 - 2013 гг. возглавлял областной избирком.
Сергей Бабуркин: Жители области идут ко мне с разными проблемами. Но чаще всего это вопросы защиты права на жилище, на социальное обеспечение и доступ к правосудию. Эти три сферы «лидируют» уже три года, что объяснимо. О чём человек заботится в первую очередь? О крыше над головой, о помощи государства в ситуации, когда он сам не может себя обеспечить - это и пенсионеры, и инвалиды, и другие льготники. Ну, и, конечно, всех волнует возможность защитить свои права - именно система правосудия в широком смысле предназначена для этого. Это работа правоохранительных органов - полиции, следователей, прокуратуры. Но это и работа судов, которые в прямом смысле осуществляют правосудие.

Отдельный вопрос - исполнение решений судов. Как человек может надеяться на систему защиты прав, если право, подтверждённое решением суда, не будет исполняться?

Так, с 2014 года у меня в работе обращение ярославцев, которые больше 20 лет живут в «нежилом жилье» - в административном здании бывшего оборонного завода. Условия там ужасные - отопления нет уже восемь лет, горячая вода отсутствует, а переехать некуда. Здание не числится на балансе у города, все от него отказались. Люди есть, здание есть, а собственника нет. Мы долго стучались во все двери, пытались решить вопрос на федеральном уровне. И только в январе этого года было принято судебное решение о том, что государство обязано дать людям благоустроенные квартиры.

Иногда местные власти нарушают права людей. Так, ко мне обратился житель Ярославля, чью семью отказывались ставить на учёт как малоимущих и нуждающихся в жилье. При этом имеющееся жильё было оценено, как выяснилось, неправильно. Органы учёта применяли при оценке кадастровую стоимость имущества, хотя по закону должны были применять инвентаризационную стоимость. По этой причине заявитель, а, возможно, и другие граждане тоже, получили отказы в постановке на учёт. До этого проводились прокурорские проверки, но эту ошибку не обнаружили. Нам ситуацию удалось исправить. Теперь расчёты ведутся по правильной методике, и права граждан будут соблюдены.

Исправить ошибки

- Хватает ли омбудсмену властных полномочий для решения людских проблем?

- Знаете, может быть, я вас удивлю, но у омбудсменов нет властных полномочий. Это институт, созданный для обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Он тем и отличается от других органов по защите прав (прокуратуры, судов и т.д.), что не обладает директивными полномочиями, не может приказать. Это посредник между властью и человеком. Он может указать власти, где она ошиблась, где она нарушила права человека.

Задача уполномоченного - содействовать соблюдению прав и свобод человека и гражданина, помогать их восстановить, если они были нарушены. Если омбудсмен увидит, что действующий закон создаёт ситуацию, когда нарушаются права человека, он может обратиться к властям с предложением скорректировать этот закон, повернуть его в сторону человека и его прав.

Ещё один метод работы - это правовое просвещение населения. Нарушение прав иногда происходит по той причине, что граждане просто не знали, что у них есть права, не знали пути их защиты. Вот это я и пытаюсь изменить.

- Так ли уж нужен институт омбудсмена, если есть прокуроры, полиция?..

- Принятие международных документов о правах человека, распространение института омбудсмена пришлось на послевоенные годы. Вторая половина ХХ века - период осознания ценности прав и свобод человека, закрепление этих положений в конституциях государств. И Россия не стала исключением - уполномоченные по правам человека заняли своё, особое место в системе правозащиты. Все ведомства, которые вы перечислили, - это действительно первое звено охраны прав человека. Сюда можно ещё добавить суды, органы государственной власти и т.д. Но, как показывает жизнь, государство - сложный механизм. В нём бывают сбои, ошибки. И не всегда их удаётся исправить внутри самого ведомства. Именно поэтому необходим сторонний взгляд, оценка ситуации независимым, но компетентным должностным лицом.

Бедные детки

- Чьи права защищать труднее - взрослых или детей? Кого у нас чаще всего обижают?

- Скажу вам честно, непросто защищать права в целом, без разделения на взрослых и детей. Не думаю, что кого-то обижают чаще. Взрослые просто умеют пойти и заявить о нарушенных правах. Дети же в силу своего возраста более уязвимы - они могут не знать о своих правах, не представляют, где искать защиту. Поэтому государство и создаёт дополнительные структуры по защите прав детей. В том числе на уровне федерации и в регионах работают детские омбудсмены.

- По каким нарушениям прав детей к вам больше всего обращались?

- По обеспечению детей жильём. И ещё - образование и все отношения, с ним связанные. От зачисления в образовательное учреждение и пребывания в нём до отчисления, иногда неправомерного. Со всеми этими вопросами приходится плотно и серьёзно работать.

Часто обращаются родители, бабушки и дедушки с проблемами организации семейного общения, например, после развода родителей. Во взрослой сфере такие вопросы не возникают, каждый сам выбирает, с кем общаться. А вот у детей всё иначе. Конституция закрепляет равные права и обязанности родителей по воспитанию детей. И обеспечить ребёнку общение со всеми, кто имеет право о нём заботиться, - задача государства.

Недавно ко мне обратилась бабушка пятерых внуков, которые вместе с матерью жили на территории другого государства. Мать умерла, и пожилая женщина пыталась оформить опекунство над детьми. Внуки могли оказаться в приёмных семьях за границей, несмотря на то, что в России родная бабушка готова взять на себя заботу о них. Нам пришлось много поработать, в том числе связаться с консульством РФ в другом государстве. Благодаря чему всё закончилось благополучно: бабушку назначили опекуном детей, а сами ребята получили российское гражданство.

- Когда вы исполняли обязанности детского омбудсмена, в нашем регионе гремело несколько громких уголовных дел: о приюте в Мосейцево, где истязали детей и погибла девочка, и притоне под Гаврилов-Ямом, где совращали несовершеннолетних. Принимали ли вы участие в судьбе этих детей?

- На момент, когда я начал исполнять обязанности уполномоченного по правам ребёнка, «Мосейцевское дело» уже было под контролем правоохранительных органов, шло судебное разбирательство, дети находились под государственной защитой. Я встречался с ними и беседовал с людьми, которые на тот момент являлись их законными представителями, чтобы убедиться, что права детей соблюдаются.

В отношении дела в Лахости, мы, как это предусмотрено законом, по поручению следственных органов принимали участие в доследственной проверке в части роли школы, опеки и комиссии по делам несовершеннолетних в сложившейся ситуации. В остальном - делом занимались компетентные органы.

- С какими трудностями вам приходится сталкиваться? Считаете ли вы себя независимым уполномоченным?

- Особый статус омбудсмена - его независимость и неподотчётность органам власти и должностным лицам. Поэтому он свободен от влияния и может дать действительно независимую оценку. Для меня основным мерилом ситуации остаётся именно право человека, справедливость и закон, которым это право установлено.

Что касается трудностей, то они носят, скорее, эмоционально-психологический характер. Люди приходят ко мне с проблемами, порой неразрешимыми, со своей болью. Каждая ситуация требует полного включения, сопереживания. Но это всё компенсируется, когда удаётся отстоять позицию и восстановить права ярославцев. Люди всегда в таких случаях благодарны. Ведь для многих из них уполномоченный был последней надеждой на решение вопроса.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах