Примерное время чтения: 10 минут
1235

Профессор Владимир Жельвис: «Наступил период нового одичания»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. Аргументы и факты - Ярославль 24/02/2016

Каково нынешнее состояние гуманитарного образования в школах и вузах, мы поговорили с доктором филологических наук Владимиром Жельвисом.

Для чего Венера Милосская?

Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Владимир Ильич, правда ли, что сейчас идёт кампания по сворачиванию гуманитарного образования в вузах?

Досье
Владимир Жельвис родился 4 августа 1931 года в Ленинграде. Окончил 1-й Ленинградский педагогический институт иностранных языков и аспирантуру ЛГПИ им. Герцена. Преподает в Ярославском педагогическом университете (с 1962 г.). Доктор филологических наук, профессор. Ветеран труда. Почётный работник высшего профессионального образования.
Владимир Жельвис: Я бы не называл это кампанией.  Просто медленно, но верно из сознания граждан вымывается  понимание, что без гуманитарного образования  в России никогда не будет никаких экономических успехов. Это глупость - думать, что если научить человека строить дом (автомашину, космический аппарат, картофелечистку), он станет настоящим мастером и пойдёт дальше своих учителей. Эту конкретную картофелечистку он, наверное, осилит, но для её усовершенствования ему не хватит воображения, полёта фантазии, которую может и должно дать гуманитарное образование. Да, результат от этого последнего не так ощутим и проявляется не сразу, отчего и кажется, что оно не нужно. А чиновнику там, наверху, нужен немедленный эффект, ведь он попал в своё кресло на время, за которое нужно успеть доказать свою  незаменимость.

Я вспоминаю сцену из «Хождения по мукам» А.Толстого, где анархист в толпе кричит: «Что такое Венера Милосская? Для чего мне нужна Венера Милосская? Я могу на ней жарить картошку?» А и в самом деле: для чего она годится, безрукая-то?

На грани срыва

- Когда в Ярославле планировалось слияние вузов, говорили о неизбежном сокращении числа специальностей, особенно гуманитарных. А нужна ли сегодня в вузах филология? Может, действительно стоить её упразднить как устаревшую?

- Филология занимается изучением литературы и языков, родного и иностранных. Сочинения нынешних школьников вызывают чувства отчаяния и горечи: неужели у нас так упала культура чтения? Вспоминается анекдот. Брежнев видит памятник Некрасову и говорит: «А, знаю, это тот, который написал «Муму»». Ему отвечают: «Леонид Ильич, «Муму» написал Тургенев». «Странно, - задумчиво говорит Генеральный секретарь КПСС, - «Муму» написал Тургенев, а памятник почему-то  Некрасову…»  Иногда складывается впечатление, что дальше «Муму» рядовой школьник тоже так и не пошёл, до одиннадцатого класса отделываясь разве что краткими переложениями толстых романов.
В общем-то, это понятно: мы действительно были в своё время самой читающей страной в мире, потому что, лишенные возможности открыто обсуждать жизненные проблемы, слушать свободолюбивые радиопередачи, искали ответы на жгучие вопросы в книгах.   Толстой, Чехов и Достоевский помогали нам понять, зачем человек живёт на свете и как ему следует жить, чтобы человеком оставаться.

Но наступили другие времена, когда читать, говорить и думать стало свободнее (по крайней мере, пока), и нужда в книгах как учителях жизни ослабла. Теперь у нас куда больше источников информации, и читаем мы всё больше развлекательную литературу – боевики и дешёвые любовные романы, которые можно задёшево купить на время поездки в поезде и выкинуть на последней станции. 

И в кино предпочтение отдаётся отечественным и зарубежным блокбастерам, содержание которых забывается, как только за вами захлопываются двери кинотеатра или когда гаснет телеэкран.
Но филология – это ещё и языки. Известный филолог Максим Кронгауз написал книгу с очень выразительным названием «Русский язык на грани нервного срыва». Вот именно. Размер газетного листа не позволит мне написать, что я думаю об ужасающей безграмотности – нет, не рядового школьника, а даже журналистов, которые не знают разницы между «Он трудится» и «Надо трудитЬся» и щеголяют фразами типа чеховского насмешливого «Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа». А про школьные  сочинения спросите у знакомых учителей, вы с трудом поверите, что такое возможно.

Очень много лет назад, когда я был младшим школьником, нам казалось очень остроумным хором весело кричать нашей «немке»: «Для чего стране советской изучать язык немецкий?»  Но то были голоса глупых мальчишек. А сегодня в Думе (в Думе!) раздаются голоса, требующие запретить или ограничить изучение в школе иностранных языков.  В самом деле: выучит наша молодёжь английский язык и свалит за рубеж, а как её удержать? Вот без языка они у нас попляшут.

А если для избранных, для отпрысков сильных мира сего иностранный  язык всё-таки нужен, можно его преподавать в элитных школах, закрытых для простых смертных, и вузах типа МГИМО. Я ничего не преувеличиваю: в том же МГИМО иностранные языки сегодня  учат, да ещё как, на них не жалеют учебных часов и преподавательских зарплат. И результаты – соответствующие, выпускники свободно владеют не одним иностранным языком. Уж они-то найдут себе место под солнцем, что у нас, что в странах растленного Запада.

А в обычной школе и в обычном вузе ничтожное количество часов ещё и сокращается, и скоро иностранные языки  будут преподавать чисто формально, так, чтобы можно было сказать, что всё-таки они включены в школьные и вузовские программы. Если, конечно, наши думцы не прикроют и это издевательство над здравым смыслом.

А между тем, нашим учёным приходится ох как тяжко, потому что они не в состоянии написать научную статью на иностранным языке или выступить с докладом на международной конференции и, значит, лишены возможности контактировать с иностранными коллегами. А наука без обмена знаниями немедленно уходит в провинциализм. Да и прочитать статью в иностранном журнале могут меньшинство.  Пишут по-русски.  А за рубежом русский язык – это экзотика, так что и нас никто не читает. Мечта наших депутатов - полная изоляция российской науки - находит своё воплощение. 

«По дикому невежеству»

- А что филология даёт самому человеку? Нищую зарплату учителя в школе?

- Школьный учитель и вузовский преподаватель – самые низкооплачиваемые специалисты. Хуже нас, наверное, только библиотекари. Выпускники гуманитарных вузов счастливы, когда находят работу если не по специальности, то хоть на зарплату чуть повыше нищенской, которую иначе как издевательской и называть не хочется.

В это трудно поверить, но в соседних совсем не богатых странах зарплата гуманитариев в разы больше, чем у нас. В деревенской царской России, когда учитель проходил по селу, встречные мужики снимали шапку: учитель идёт, грамотный, уважаемый. Думаю, что в деревне тогда уважали три должности: священника, учителя и урядника.

Почему филолога не ценят нынче?  По нашему дикому невежеству. Людям кажется, что если они умеют разговаривать по-русски, то никакая филология им не надобна. Если бы они хоть это умели!

- Посмотрите на наших депутатов или предпринимателей – разве безграмотность мешает им жить и добиваться успехов? А в нашем регионе вообще процветают только «купи-продай»…

- Наши депутаты вызывают у меня различные чувства, от оторопи до умиления: ну где ещё в одном месте можно встретить такие девственно чистые глаза, лишённые всякого смысла? В каких школах они учились? Как им удалось получить школьный аттестат, не говоря уж о вузовском дипломе? Когда я смотрел на советское руководство, среди которых были  люди вовсе без образования или окончившие  только что не церковно-приходские училища, я наивно думал: ну вот когда все наши вожди закончат вузы, начнётся настоящее движение вперёд. Как я был наивен!

А насчёт «купи-продай»… В том-то и дело, что купить-продать сделанное другими куда как легче, чем создать что-то новое. Жадного хапуги хватает только на то, чтобы у кого-то отобрать и кому-то втридорога продать. Это и в самом деле у нас хорошо получается. Вот откуда рейдерские захваты, бесцеремонное разрушение соперничающего бизнеса и прочие радости дикого капитализма.

- Какие истинно русские слова, обозначающие морально-нравственные качества человека, исчезают из нашей жизни и соответственно из нашего словооборота?

- Отвечу словами великого Булата Окуджавы:

«Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь.
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Удели ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрёшь, как человек».

- С каким бы историческим этапом вы сравнили сегодняшний период развития нашей культуры?

- Пожалуй, с первыми годами советской власти, когда в города хлынули миллионы неграмотных крестьян и солдат, попавших в незнакомую среду и плохо понимающих своё в ней место.  С годами они ассимилировались, хотя и сегодня об окончательной ассимиляции говорить не приходится. Однако постепенно грамотных людей стало больше, больше стало и культуры. Хотя «Шляпу надел, интеллигент вшивый» приходилось слышать ещё долго. Но теперь наступает период нового одичания. Печально, но факт.

«Пойдём, поржём»

- Станет ли, по вашему мнению, 2016-й, объявленный Годом кино, продолжением государственной культурной политики Года литературы?

- Я, к сожалению, в кино хожу редко и исчерпывающего ответа дать не могу. И в телевизор я заглядываю нечасто. Но у нас, без сомнения, есть очень сильные режиссёры и прекрасные актёры, и если им предоставить соответствующие возможности, то Год кино мог бы стать ярким и интересным. К сожалению, я вижу, что шансы на это невелики, на это нет ни денег в казне, ни желания у нашего руководства. Но то, что всё-таки выходит на экраны, это глупые развлекаловки, рассчитанные на самые непритязательные вкусы типа «Пойдём, поржём».  Или это бесконечные сцены убийств, драк, всевозможных стычек. Наверное, это делается для подростков, которым прививается мысль, что любую проблему можно решить насилием, жестокостью: главное - первым дать в морду!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах