По коридору своего собственного научного центра он ездит на гироскутере, ловко перепрыгивая порожки на входах в лаборатории. Для настроения он может поболтать с роботом, который почти с него ростом и знает всех учеников его школы в лицо и по имени.
«Илья, неужели это ты? Не верю своим глазам. А ну-ка протри мне стёкла!» - у РОНа (робот особого назначения), которого вундеркинду подарили учёные, неплохое чувство юмора. Со своим другом и начальником он держится запросто.
С учебником под подушкой
Илья Раевский – именно тот ярославский школьник, который задал вопрос на «прямой линии» Владимиру Путину о том, почему маленьких одарённых детей из-за возраста не берут обучаться в образовательные центры типа «Сириуса». С тех пор прошло четыре года, за это время Илья успел побывать в нескольких таких центрах, к своим 13 годам окончил с отличием 9 классов школы, стал участником огромного количества передач о талантливых детях и даже открыл свой собственный научный центр. Папа Ильи отдал под эту школу помещение бывшего магазина при своей шиномонтажной фирме. Ремонт делали всей семьёй. Теперь Илья здесь преподаёт детям от 5 до 10 лет химию, физику, роботостроение, программирование и 3D-моделирование. Сейчас центр оформлен на его маму, но в будущем Илья планирует сам встать во главе собственной школы.
Что у нее растёт необычный сын, Алла Раевская поняла, когда Илье было четыре года. В этом возрасте рано научившийся читать ребёнок отодвинул в сторону все игрушки и с увлечением принялся изучать «Занимательную химию».
«С этой книгой он не расставался, даже на ночь клал её под подушку», - рассказала Алла Владимировна.
Примерно в то же время Илья начал ставить опыты.
«Первую лабораторию я оборудовал на балконе. Реактивы там были самые обычные, такие есть на любой кухне. Но мама боялась, что даже с этими компонентами я взорву балкон», - улыбается Илья.
«Первые пять лет боялась, потом привыкла», - смеется мама.
В химической лаборатории, в которой Илья сейчас занимается с детьми, реактивы куда серьёзней.
«Вот мы берём два жидких вещества, соединяем их, перемешиваем и ждём химической реакции», - рассказывает малышам Илья и из небольшого стаканчика переливает содержимое в форму.
Буквально через пару минут прозрачная жидкость будто бы покрывается туманом, становится белой и твердеет.
«Вот вам изделие из суперсовременного прочного пластика. - Илья вынимает из формы и показывает фигурку в виде звёздочки. – Кстати, днём она аккумулирует свет, а в темноте потом светится. И дальше с помощью таких опытов вы поймёте силу химии».
С этим опытом Илья недавно оказался в курьёзной ситуации на шоу у Максима Галкина. В студии, где проходили съёмки, было холодно, реакция шла медленно, и Максим отвлёк Илью в сторону: «Пойдём, поболтаем, потом вернёмся». В это время в студию вошла уборщица и, не понимая, что идёт опыт, просто выплеснула оставленную жидкость в раковину. И тут наконец пошла реакция! Долго потом очищали водопровод в Останкино, забитый пластиком.
Изобретать новые химические составы, печатать с их помощью различные объёмные фигуры на 3D-принтере, моделировать на компьютере, а потом собирать роботов – всё это интересно и самому Илье, и ребятам, которые у него учатся. Сейчас на его занятия приходят около 50 человек, занимаются в лабораториях группами по 10-15 ребят.
Помимо самого Ильи в школе преподают его мама, старшая сестра и её муж.
В семье Раевских не только Илья проявил ранние способности. У старшей сестры вундеркинда есть четверо приёмных детей, которые тоже рано начали читать. Сейчас ребята – младшие школьники. Все семейство живёт вместе в пригороде Ярославля.
«Я считаю, что успех ребёнка прямо пропорционален тому времени, которое затрачивают на его обучение родители. Даже деньги не так важны, как личное участие, - считает мама Ильи Алла Владимировна. – Малыши, которые сейчас у нас подрастают, тоже уже проявляют интерес к различным наукам. Вот уедет Илья учиться - вместе с ними продолжим развивать нашу школу».
«Ботаников» не любят
Илья нашёл несколько минут между уроками, чтобы ответить на вопросы «АиФ».
- Почему ты решил открыть свою школу? Ученики – почти твои ровесники. Тебе комфортно с ними?
- Мне нравится заниматься с детьми, это приносит удовольствие. Возраст здесь не важен. Я могу и взрослым это же объяснять. Со всеми чувствую себя на равных. Просто делюсь своими знаниями.
- Дети приходят к тебе на занятия, потому что в школе скучно объясняют предметы?
- Бывает и так. С учителями сложно найти общий язык. Например, у меня самого никогда не складывались отношения с учителями математики. Я, допустим, хотел решить задачу по-иному. Мое решение не было неправильным, оно было просто другим. Но учитель говорил: «Нет, так нельзя. Решай, как на доске написано». Это большая проблема. Учителя обучают по своим параметрам и ничего нового в процесс образования не вносят. Чему 20 лет назад обучали, тому же и сейчас.
- Правы твои сверстники, которые говорят, что полученные в школе знания по большей части не пригождаются в жизни?
- Ученики должны иметь возможность выбирать своё направление. Если человеку нравится математика и он точно не планирует становиться писателем, то литературу он может изучить на базовом уровне. А более важные для него предметы - математику, физику, химию – взять углублённо. Школьник должен больше заниматься теми науками, которые нравятся и реально пригодятся ему во взрослой жизни.
- Как думаешь, тестовая система оценки знаний эффективна? Что можно сказать о человеке, который по всем ЕГЭ получил 100 баллов? Он действительно очень умный или просто удачливый зубрилка?
- ЕГЭ - не самая правильная система. Ученики воспринимают этот экзамен как финальный тест, после которого, наконец, смогут изучать то, что им реально интересно. Учение должно приносить радость, не быть каторгой. Этого нельзя сказать о ЕГЭ. У людей, сдавших его на «отлично», возможно, хорошая память. А для развития науки нужна ещё инициативность. Надо уметь не только изобретать, но и продавать свой продукт.
- Да. Учёный не должен быть бедным. Он творит прогресс, создаёт новое – то, чем потом будут пользоваться миллионы людей.
- Каким ты видишь своё будущее?
- Я хочу стать учёным, обеспечить себя и своих детей, чтобы они тоже смогли внести вклад в общий мировой прогресс, создать что-то новое и интересное. А пока осваиваю программу 10-го класса на домашнем обучении. Взял несколько нужных мне предметов на профильном уровне, остальные – на базовом. Потом планирую поступить в университет, а затем хочу учиться и работать в «Сколково».
- По твоему мнению, почему у нас не так много нобелевских лауреатов? Сам, кстати, не планируешь претендовать на эту премию?
- На данный момент у меня нет идеи для Нобелевской премии. А если говорить в целом об отечественной науке, то надо признать, что настоящих учёных у нас очень мало. В России есть всего пара больших центров, где молодёжь реально ориентируют заниматься наукой. Многие уезжают за границу, потому что не видят возможностей здесь. Нужна поддержка от государства, чтобы заинтересовывать молодых. А у нас, наоборот, полно стереотипов, работающих против нашей науки. Даже в школах умных детей называют «ботаниками». Обидно.
- Как ты думаешь, компьютеризация и повсеместный переход на «цифру» не приведёт к тому, что люди перестанут общаться вживую?
- В будущем будут технологии, которые позволят сделать общение максимально живым даже для людей, находящихся за тысячи километров друг от друга. Сенсоры, голограммы… Можно будет ходить друг к другу в гости через интернет, и не нужно никуда ехать. Просто пьёшь чай с другом, а он рядом на твоём диване сидит в качестве голограммы. Один клик мышки - и друг рядом. Все мы будем использовать эти технологии рано или поздно.
- Поколение твоих сверстников сможет совершить качественный прорыв в науке: изобрести машину времени, к примеру, или забраться в космическую чёрную дыру и изучить её изнутри?
- В своё время качественный скачок в развитии науки произошёл в XIX веке, когда изобрели паровую машину. В наше время нечто подобное произойдёт со сферой IT. Будет такой же скачок в науке. Либо мое поколение, либо поколение наших детей точно сможет в нём поучаствовать и создать новые науки.
- Научный прогресс может сделать человека счастливым?
- Может, если человек счастлив этим заниматься, чувствовать себя причастным к научному прогрессу. А те, кто не занимается наукой, могут пользоваться результатом: например, новыми прозрачными телефонами или летающими скейтбордами и машинами. Увидеть такое в будущем - тоже счастье.