Не просто картины маслом

   
   

Сюда не придешь помолиться, попросить помощи или милости, хотя кругом иконы и вещи церковного обихода: кресты, панагии, хоругви... Здесь просто полюбуешься всей этой красотой. В выставочном зале Союза художников открылась вторая всероссийская выставка "Преображение" ("Современное храмовое искусство"). Свои работы - всего более пятисот - на ней представили мастера из Палеха, Федоскино, Сергиева Посада, Москвы, Владимира, Новгорода и других городов России.

Первая такая выставка состоялась в Ярославле давно - в 2002 году. Собрать работы современных иконописцев - дело непростое. Как правило, создаются подобные вещи по заказу Церкви, ей же и принадлежат. Не вынешь из киота и не водрузишь на экспозиционный стенд - это же не просто картина маслом.

Невольно задумаешься: место иконы разве не в храме? Пред ясны очи публики предстает ведь не какой-нибудь пейзаж Шишкина "Утро в сосновом бору", давно растиражированный благодаря конфетным фантикам и фотообоям. Не кощунство ли рассматривать лики святых?

Настоятель ярославского храма Софии Премудрости Божией, что в Тверицах, отец Василий (Шиханов) полагает: нет, не кощунство.

- Изменились условия существования современных иконописцев, - говорит он. - Редко кто из них пишет исключительно по заказу Церкви. Сегодня художник свободен в выборе.

- Вы сами можете себе позволить писать "нецерковные" вещи? - спрашиваю я священника, который совсем недавно был просто художником, окончил наше ярославское училище, затем институт в Питере.

- Могу позволить. Рисую природу, цветы - в общем, весь этот мир Божественный. А иконопись - это уже мое духовное служение.

Не все работы, представленные на выставке, являются каноническими, по мнению церковников. Да и организаторы подчеркивают: эта выставка носит не религиозный характер, а искусствоведческий, и главная задача - увидеть, как развивается современное храмовое искусство.

Явление это - этакая тэрра инкогнита в нашей культуре - изучено пока мало. Не прекращаются споры: как же писать современную икону, насколько свободен художник, может ли он вносить изменения в канон, исходя из того что иконы обращены уже к человеку отнюдь не средневекового сознания? Отец Василий считает: незначительные изменения возможны. Скажем, художник волен выбирать, какие именно моменты из жития святого изобразить на иконе.

Споры о творческой свободе иконописца - вовсе не особенность наших дней. Вспомним хотя бы Андрея Рублева. Для своего времени он был настоящим экспериментатором, позволившим изобразить Спасителя не гневным и строгим учителем, готовым покарать за непослушание, а мудрым Отцом, способным выслушать, понять и простить. Лишь спустя почти 120 лет после смерти мастера Стоглавый собор признал его работы непререкаемым образцом иконописи. То есть Церковь все же готова идти на некоторые компромиссы. Правда, для этого нужно быть Андреем Рублевым.

Смотрите также: