В течение августа проходят три православных праздника, три Спаса - Медовый, Яблочный и Ореховый. И на этом череда торжеств не заканчивается.
О том, какие из них самые любимые ярославцами, для чего совершается молебен накануне 1 сентября, а также о том, насколько счастливы жители нашего региона, мы расспросили настоятеля храма Богоявления, пресс-секретаря Ярославской епархии отца Александра Сатомского.
Почитаемые святыни
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Отец Александр, какие летние православные праздники особо любимы жителями Ярославской области?
Сейчас заканчивается достаточно краткий Успенский пост, то есть 19-го числа мы праздновали Преображение, а уже 28-го будем вспоминать события Успения Пресвятой Богородицы, которое занимает в православном календаре одно из самых важных и почитаемых мест.
Грядущая часть года полна важными событиями календаря.
- Кроме таких праздников, которые называются двунадесятыми и входят в круг 12 наиважнейших, какие существуют местные даты памяти?
- 21 августа мы чествуем Толгскую икону Божией Матери, и многолюдность Толгских торжеств говорит нам об её большом почитании.
Вообще, местных праздников у нас множество, особенно можно выделить четыре. Кроме упомянутых Толгских торжеств это Иринарховский крестный ход и празднование собора Ростово-Ярославских святых, которое тоже совершается в летнее время и центром торжеств всегда является Ростов.
Летом же мы празднуем события явления креста Господня в селе Годеново. Годеновский крест - одна из самых почитаемых святынь не только в Ярославской области, но и во всей стране.
Единожды и навсегда
- Можно ли назвать жителей нашего края счастливыми?
- Мне не кажется, что где-то больше счастливых людей, а где-то меньше. Может, стоит говорить о том, где легче людям жить в экономическом и политическом плане. Слава богу, Ярославская земля - не депрессивная, она не только имеет большую историю, но и даёт конкретные возможности для самореализации, развития, творческой активности, каких-то других моментов, которые важны в человеческой жизни.
При этом демографическая ситуация похожа на ситуацию по всей стране: высокая волна рождаемости конца 80-х сменилась большой демографической ямой первой половины 90-х. Сейчас мы наблюдаем её и в школах, и в вузах, а рождаемость по-прежнему низкая.
По поводу браков нам тоже трудно чем-то похвастаться: количество разводов не уменьшается. В том числе и относительно браков церковных. Это говорит о том, что, к сожалению, ярославцы до сих пор подходят к столь серьёзному союзу с невысокой степенью внутренней готовности, нет понимания того, что он заключается единожды и навсегда.
Слава богу, Ярославская земля - не депрессивная, она не только имеет большую историю, но и даёт конкретные возможности для самореализации, развития и творческой активности.
В последние годы Церковь обращает на это особое внимание: теперь в каждом храме человек, прежде чем приступить к совершению таинств крещения, венчания, будет хотя бы минимально к ним подготовлен. Ему будут объяснены не только вопросы, связанные с совершением таинства, но и с тем, как пользоваться полученными дарами.
К глубокому сожалению, имеют место быть аборты, но, слава Богу, люди начали задумываться над этой проблемой. Множество женщин, которым сегодня за 40, совершивших аборт, делали это, в принципе не задумываясь, что они прерывают жизнь. Так работала государственная машина, и аборт преподносился женщине как операция, которая не сложнее аппендицита. Нынешняя ситуация отличается и уровнем информированности, и принятием решений - женщины всё чаще делают правильный выбор, сохраняя жизнь своего зачатого ребёнка. Но, повторюсь, говорить о переломе в ситуации ещё очень преждевременно.
- На прошлой неделе на Советскую площадь Ярославля вышли с одиночными пикетами многодетные матери. Они требовали предоставления им жилья, положенной по закону бесплатной земли, лекарств. Как вы считаете, правы ли эти женщины?
- Правы, безусловно. Такие проблемы есть, и глупо делать вид, что их не существует. Пикеты - адекватная и допустимая законом мера, чтобы человек гласно мог выказать своё недовольство.
Священное Писание совершенно чётко указывает, что Господь внимательно следит за социальной справедливостью, хотя она и отдана на откуп человеку. Господь перечисляет те категории людей, к которым направлено его пристальное внимание и первейшая готовность помочь, - вдова, сирота, пришелец, то есть самые незащищенные категории населения. Многодетные мамы тоже к ним относятся.
- У вас тоже многодетная семья - четверо детей. Вы получили землю?
- Когда моя семья столкнулась с этим вопросом, оказалось, что та традиционная схема (человек встаёт на очередь, ему где-то дают участок, который может оказаться в болоте и где угодно, и при этом ждёт некоторое количество лет), - не единственная, что предлагается государством. Существует вариант, которым я и воспользовался, когда семья получает эту землю в аренду и платит ежегодно сумму, равную кадастровой стоимости за данный участок, не более того. Впоследствии, по завершении строительства дома, например, земля отдаётся семье в собственность.
Большое благо
- Сегодня в Ярославле идёт реставрация храма Ильи Пророка и благоустройство территории вокруг него. Много нареканий у жителей вызывает уничтожение кустов акации у храма и замена их на туи, а также фонарные мачты, которые будут подсвечивать храм со всех сторон. А вы как к этому относитесь?
- Понятно, что сравнивать огромные красивые многолетние кусты акации с позавчера посаженными туями, некорректно. Лет через пять, я уверен, они превратятся в великолепную живую изгородь.
Относительно подсветки храма существует много технических решений. Может, и лучше обойтись какими-то визуально абсолютно незаметными светильниками.
Важно, что происходящее - благо, прежде всего, тем, что рождает общественную дискуссию, и это даёт определённого рода результаты. Мы видим желание администрации области и города повлиять на городской облик, облагородить его. Но есть и мнение неравнодушных горожан, которые обсуждают предлагаемые проекты и готовы внести свои коррективы. Как, например, произошло в вопросе сохранения чугунного ограждения в центре Ярославля. И в данном случае в этом взаимодействии, считаю, мы придём к адекватному среднему «золотому» решению.
- Сейчас много внимания в СМИ уделяется фильму Алексея Учителя «Матильда». Как вы считаете, имеют ли право деятели культуры в светских фильмах, спектаклях затрагивать тему жизни святых?
- По поводу данного фильма - конечно, это индуктивный психоз. Здесь нужно, как и с другими продуктами кинопроката, голосовать деньгами: поддерживаете - идите и платите за билет, не поддерживаете - не идите. Если бы не эта фантастическая рекламная кампания, которая развернута «православными активистами», глубоко оскорбившимися невиданным, глубоко травмированными наслышанным, успех фильма был бы таким же, как у большинства отечественных киноновинок.
Говоря вообще о деятелях культуры, искусстве как таковом, неплохо помнить стандартные выкладки из теории социального договора: свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. И право на своё мнение человек имеет, но право на нарушение личного пространства ближнего - не всегда. В любом случае что-либо запрещать просто бессмысленно.
Надо трудиться
- 31 августа почти во всех православных храмах будет совершаться молебен на начало учебного года. Что, разве дети будут лучше учиться после этого благословения?
- Важно понимать, что молебен не является волшебным действом, когда после произнесения магических слов интеллектуальные способности ребёнка вырастут на восемь пунктов. Мы просим благословения у Бога: ведь начинаем большое дело - входим в новый сложный учебный год и просим, чтобы помощь Бога нашему сыну или дочери сопутствовала. А трудиться ребёнок будет сам. И это стандартная логика любых других наших просьб к Богу. А если относиться к этому как к волшебной палочке - пришёл, поставил свечки во все подсвечники и ждёшь, когда тебя обуяет интеллект, вероятность невелика.
- Не тяжело ли вам находиться на месте пресс-секретаря епархии и настоятеля храма и при этом повседневно общаться с людьми, далекими от церкви?
- Нет, наоборот, это хорошо, правильно и естественно. В отличие от монашествующих и монастырей, которые существуют для того, чтобы человек осуществлял своё внутреннее делание в некоторой отрешённости от мира, приходы находятся в центре всех происходящих событий. Мы не отрешаемся от людей, не уходим от их проблем. И я эти вещи сочетаю: служение тем, кто уже нашёл Христа, и попытки обратиться к тем, кто его ищет или ещё не осознал в себе подобной жажды поиска.