В Волковском дают оперу. Трехгрошовую

   
   

Созданная еще в начале прошлого века пьеса Бертольда Брехта "Трехгрошовая опера", превращенная в мюзикл композитором Куртом Вайлем, - до сих пор самое притягательное для режиссеров произведение. "Оно устареет только лишь тогда, когда мы будем жить в другом мире и в другой стране", - полагает режиссер Калужского драматического театра Александр Плетнев. Поэтому он и взялся за постановку одного из самых долгоиграющих мюзиклов столетия. Именно им Волковский театр открыл свой новый сезон.

Калужский режиссер известен ярославцам благодаря Волковским фестивалям, на которые он привозил "Игроков", мюзикл "Если любишь - найди" и народную драму "Лодка". Ярославский театр предложил Александру Плетневу поработать и у нас. "Трехгрошовая опера" им уже была поставлена в Калуге. Теперь она станет частью репертуара Волковского.

Первый русский театр, как известно, больше привержен классике. Иная эстетика, иная стилистика, иной способ существования актеров на сцене - уже за одно это можно быть благодарным режиссеру-варягу.

Но не стилем единым... Спектакль жив еще и режиссерскими находками, и интересной игрой артистов. Осуществить задуманное режиссеру помогала сборная команда - танцы ставила хореограф из Москвы Татьяна Борисова, художники Николай Слободяник и Мария Лукка прибыли из Санкт-Петербурга, ну а играли ярославские актеры.

Известный многим сюжет оказался весьма созвучен нашему смутному времени. Все на продажу: честь, любовь, дружба. Главное - выжить и достичь личного благополучия любой ценой. К этому стремятся все - от главаря банды по кличке Мэкки-Нож (невероятно обаятельного мерзавца в исполнении Николая Шрайбера) до шефа лондонской полиции Брауна (Андрей Зубков).

Вслед за главным героем зритель попадает то в притон, то в бордель, то в тюрьму. Бандиты, воры, проститутки, нищие... - просто сливки низшего общества. И все они - суперпрофессионалы! Попробуй-ка, например, устройся попрошайкой в фирму "Друг нищего", которую организовали супруги Пичем (Евгений Мундум и Татьяна Малькова). Здесь не держат "любителей". Если не способен разжалобить прохожего - иди на все четыре стороны. И как нигде здесь охраняют корпоративные интересы: просить милостыню на улицах могут только те, кто "служит" в фирме. Любой менеджер обзавидуется.

Да и кто они - банкиры и фабриканты? По сути те же главари шаек, только относящихся к высшему обществу. Движут ими те же цели и желания - успех любой ценой. Самая низкопробная среда оказывается родственна самой респектабельной. И главный мерзавец и авантюрист Мэкки-Нож вполне "законно" мечтает дорасти до банкира. Правда, его "достойная" цель под угрозой - Макхиту светит виселица, и никто из дружков или возлюбленных не готов купить на свои кровные его свободу... Однако впереди хеппи-энд. Как иначе в двусмысленном мире?

Вариант "Трехгрошовой" Александра Плетнева - это не только история грабителя и убийцы, но и энциклопедия ХХ века, воссозданная в девяти картинах представления. Каждая новелла выдержана в стилистике одного из десятилетий ушедшего столетия, вызывая в памяти живописные работы всех направлений - от импрессионистов до абстракционистов.

Переодевания, перевоплощения вносят ту самую двойственность, что присуща Брехту. А вот двойной смысл, заложенный в зонгах, удался меньше. Музыка и вокал артистов (откровенно говоря, не ахти какой) просто-таки агрессивно обрушиваются на зрителя. Кабаре, развлекательное шоу уступают место нравоучительству, приближая спектакль к сатире, которой режиссер, по его словам, стремился избежать. Зато танцевальные номера вновь и вновь возвращают нас в стихию мюзикла.

* * *

Как известно, на Бродвее постановка "Трехгрошовой" выдержала более 2700 представлений! Станет ли одно из самых популярных театральных явлений ХХ века столь же востребованным у нас? Посмотрим.

Смотрите также: