У служителей ярославской Мельпомены на минувшей неделе произошли два главных события: премьера "Тетка Чарлея" по пьесе Брендона Томаса в постановке Сергея Яшина и зрительская конференция 1 июля, посвященная обсуждению итогов театрального сезона.
События, что и говорить, отрадные - на прогоне "Тетки" зал был полон, да и зрительская конференция - случай знаковый (в последний раз такое мероприятие проводилось еще до реконструкции Волковского театра). Чтобы решиться на ее проведение, надо быть уверенным, что зритель (успевший изрядно отвыкнуть от театра) придет - и не просто придет, а примет самое активное участие в выборах и лучшего актера сезона, и лучшего зрителя. В общем, все хорошо со старейшим театром России? Ан нет...
Это поддельная тетка!
Сразу оговорюсь: в делах театральных автор этих строк не сведущ совершенно и оценить класс игры актеров, занятых в "Тетке Чарлея", не сможет. В том числе и потому не сможет, что на первом акте заснул, а со второго ушел: уж больно нудным показалось представление, поставленное в принципе по той же самой пьесе, что и совершенно замечательная (можно сказать, культовая) комедия советских времен "Здравствуйте, я ваша тетя!" с Александром Калягиным в главной роли. Надо признать, что сама по себе постановка, имеющуя столь давнего и могучего киноконкурента, - это уже высокая планка для режиссера. Сделать что-то лучшее, чем советская классика (успевшая разойтись на крылатые фразы), - претензия немалая.
Увы и ах, новизна в премьерном подходе сводилась исключительно к буквальному прочтению пьесы Брэндона Томаса:
- Кинофильм в свое время был сделан "по мотивам", - пояснил режиссер-постановщик народный артист России Сергей Яшин, - и сильно отличался от оригинала. В советском варианте Бабс Баберлей - какой-то беглый каторжник, в то время как в пьесе он студент... Если "Гамлета" можно ставить по-разному, то почему "Тетку Чарлея" нельзя?
Конечно, можно, кто ж спорит. Беда только в том, что Брендон Томас - не Вильям Шекспир, а "Тетка Чарлея" - не "Гамлет", в котором каждая запятая ценна именно тем, что поставлена гением. "Гамлета" съемкой "по мотивам" не улучшишь, а вот "Тетка Чарлея" в советском варианте была явно лучше, чем в оригинале... Впрочем, о вкусах не спорят.
Новые не созрели еще
Но вот о репертуаре поспорить, пожалуй, можно. Благо, что в следующем сезоне волковцы обещали порадовать зрителей другими премьерами - спектаклем по повести М. МакДонах "Калека с острова Инишмаан" и "Постояльцами" по пьесе М. Горького "Трое".
В связи с этим на пресс-конференции для журналистов 27 июня господам артистам был задан простенький вопрос: "А почему все премьеры этого сезона - "Ханума", "Поминальная молитва" и "Тетка Чарлея" - поставлены по столь давним произведениям? Неужели нет достойных постановки пьес современных российских авторов?"
Ответ (весьма многословный) ошарашил, поскольку сводился, в общем, к тому, что коль скоро в 70-х в Волковском театре пьесу В. Шукшина "До третьих петухов" ставить не стали по идейно-эстетическим (а отнюдь не советско-цензурным!) соображениям, то современным авторам погодить следует тем более. В том числе и всяким новомодным, например, Б. Акунину, создающему продолжение к "Чайке", или М. Харитонову, сочиняющему абсолютно неполиткорректные римейки-пародии на хрестоматийного уже "Дракона" И. Шварца. Мол, народ у нас не такой, как в Москве, привержен традициям и воспринимает все с детской непосредственностью.
Что ж, так оно, пожалуй, и есть. Во всяком случае на представлении "Ханумы" один из зрителей после реплики героини: "Нехорошо пить одному!" - явился за кулисы с подносом, на котором красовались бутылка коньяка и несколько рюмок. Теперь данному товарищу хотят присвоить звание лучшего зрителя сезона...
Поступок, что и говорить, запоминающийся... Только чего ж в таком случае негодовать на публику, которая уходит с антрепризы "Старосветская любовь" (с Лией Ахеджаковой и Богданом Ступкой), потому что знает актрису исключительно по "Иронии судьбы" и "Старым клячам"? Чего требовать от зрителей, если ведущие актеры Волковского театра на полном серьезе считают развесистую клюкву сериала "Штрафбат" великолепным фильмом, после участия в котором артист может себе позволить отказываться от ролей в сериалах "не столь интеллектуальных"?
В общем, ярославским зрителям и в самом деле будет о чем поговорить с актерами, и разговор может получиться интересным. Если только в Ярославле еще остались зрители, которые в театре ищут новых идей и взглядов, а не классического репертуара, отобранного по принципу: а вдруг чего другого пипл не схавает?
Но волноваться насчет неприятных вопросов господам артистам явно не стоит - залы полны, а постановки Волковского театра даже берут призы на театральных фестивалях, например, в Тамбове. Свой зритель у такого репертуара есть, и хватит его надолго. Мало ли в Бразилии донов Педров?