О ветеранах Великой Отечественной войны всегда вспоминают только накануне праздника Победы. И забывают практически на следующий день - до очередного 9 Мая. Государство привыкло отделываться в праздник скромным подарком и официальным письмом с поздравлением президента. А вот простым вниманием и человеческим участием воины-освободители часто обделены. Свидетельство тому - история нашего читателя из Рыбинска Станислава Петровича Прокофьева.
60 с лишним лет назад Станислав Петрович оказался в блокадном Ленинграде. Сегодня он никак не может доказать чиновникам, что действительно находился в осажденном городе.
Страшное детство
В 1937 году семья Прокофьевых была репрессирована и сослана в Казахстан. Только через четыре года они смогли вернуться в город Колпино Ленинградской области. Отец Станислава Петровича сразу же устроился на работу, жизнь постепенно стала налаживаться, родились дети. Но тут началась война. В 1941 году глава семейства добровольцем ушел на фронт. Он не стал ждать призыва, потому что семьи тех, кто по собственному желанию становился в ряды солдат, получали продовольственные карточки.
Станиславу было в то время всего четыре года. Жуткие события военных лет врезались в память навсегда. Он помнит, как во время страшного голода кто-то в семье раздобыл мороженую капусту, и это стало настоящим праздником! Помнит, как однажды пошатнулся весь дом, когда в стену попал снаряд. Здание тогда выстояло, семья осталась в нем жить, несмотря на то что в стене зияла огромная дыра.
Прямо из окна квартиры мальчик часто наблюдал за сражениями. Немцы подступали все ближе, жутко было оставаться в многоэтажном, абсолютно пустом доме, где, кроме Прокофьевых, уже никого не осталось, все эвакуировались.
В 1942 году убили отца, а семью отправили в эвакуацию. В памяти Станислава Петровича остались только ночь, темнота и сырость. Через Ладогу по знаменитой Дороге жизни их вывезли из измученного голодом и бомбежками Ленинграда.
Эвакуированным на юг маме и двум ребятишкам жилось несладко, голод продолжался, так как продовольственные карточки с большим трудом обменивали на еду. После окончательного освобождения северной столицы семья пыталась вернуться назад, но непросто оказалось начать жизнь заново на прежнем месте, и в 1945 году Прокофьевы приехали в Рыбинск, где жили их родственники.
С тех пор утекло много воды, но неустроенность жизни и мытарства Станислава Петровича не закончились. Уже более десяти лет он ведет переписку с архивами Ленинградской области и не может доказать, что блокадник. Где-то ему отвечают, что сведения не сохранились, где-то в документах нет точной даты. Из-за мелких недоразумений и отсутствия бумажек ветеран не может получить знак и удостоверение.
"Заботливое" государство?
За комментариями мы отправились в Ярославскую областную общественную организацию жителей блокадного Ленинграда. Юрий Николаевич Куваев, председатель совета этой организации, сказал, что в данной ситуации нужно съездить в Санкт-Петербург и попытаться отыскать документы самому ветерану или кому-то из его родственников. Раз на раз не приходится, кто-то сразу доказывает, что он блокадник, без тягомотной переписки, а кто-то долго не может добиться справедливости. Сам Юрий Николаевич отчаялся было получить удостоверение, но ему помог друг. Выяснилось, что фамилия Куваева была внесена в списки эвакуированных, которые передавались внутри эшелона, перевозившего блокадников.
Юрий Николаевич заметил: люди годами вынуждены доказывать чиновникам, что они блокадники, но даже когда многострадальное удостоверение будет в руках, проблемы останутся. Многие с превеликим трудом выбивают себе инвалидность, которая дает возможность получить скромную добавку к пенсии. Особенно ветеранов подкосил федеральный закон N 122. Если раньше был большой список льгот, то теперь их почти не осталось. Блокадники имели право бесплатно попасть в любой город - самолетом, поездом, морским судном. Сегодня этого нет. Бесплатная путевка раз в год выглядит как подачка государства, потому что в летнее время или бархатный сезон ее не дают, отдохнуть можно только зимой и осенью, если, конечно, ветеран успеет в срок написать заявление.
...Отмучившись в годы фашистской блокады, люди сегодня страдают от чиновничьего равнодушия. Несколько машин в год на 1163 ветерана области да пачка печенья 9 Мая каждому - вот и все, что заслужили в нашей стране пережившие ту страшную войну. В очередной праздник власти вновь протрубят о своей заботе о ветеранах. А Станислав Петрович Прокофьев по-прежнему останется со своими проблемами один на один.
Смотрите также:
- Участник войны Николай Бритвин: «Труженикам тыла сейчас приходится тяжелее, чем ветеранам» →
- «Умирала и я…». Блокадница Валентина Волкова о Ленинграде в годы войны →
- В ЗАГС - на БТРе →