В спокойные времена про учителей вспоминают два раза за 365 дней - 1 сентября и когда подводят итоги конкурса "Учитель года". В неспокойные времена наставники юношества напоминают о себе сами. Еще весной в редакцию "АиФ" начали поступать письма и звонки от учителей ярославских школ с одними и теми же вопросами: что будет с нашей зарплатой и не пора ли искать другую работу?
Благо за семью замками
Напугали педагогов грядущие перемены, которые департамент образования администрации области посулил им к началу следующего учебного года. Да и как не испугаться, если с января стало известно, что система оплаты труда педагогов изменится. А как она изменится, что и за какие деньги потребует государство от своих Макаренков, можно было только догадываться.
В управлении образования мэрии Ярославля разводили руками: ничего неизвестно, программа пишется в департаменте в строжайшей секретности. В школах знали только, что скоро отменят существующую тарифную сетку и зарплата будет зависеть от результатов труда.
Вопросов в связи с этим у учителей была масса. Какие заслуги зачтутся при начислении заработной платы? Кто, а главное - как, будет оценивать результаты труда? Школьное самоуправление? Вот уж где родители отыграются за каждую двойку... Департамент образования? А как он будет сравнивать качество труда учителя в классе с двенадцатью учениками и в классе с тридцатью пятью?
Будет ли учитываться контингент, с которым работает педагог? Ведь сколько ни говори об ответственности учителя и о равных правах для детей, но если родители не могут уследить за тем, что их ребенок в свободное от учебы время пьет пиво или нюхает клей, никакой учитель из этого чада отличника не сделает.
К сожалению, ответов никто дать не мог. В мае в департаменте образования нам сообщили, что программа в стадии разработки разглашению и обсуждению не подлежит, и вообще нельзя сказать, будет ли она принята к 1 сентября.
В отпуск учителя отправились в полной неизвестности и сомнениях: возвращаться ли после лета в школу?
Партия сказала: "Надо"
Разумеется, идея переиначить принципы начисления зарплаты работников образования возникла не в местных умах. Новая система оплаты труда (НСОТ) учителей, по мнению президента и правительства РФ, является обязательным условием развития системы образования.
Первоначально внедрение НСОТ планировалось в области на 1 марта 2007 года, чтобы успеть победить в конкурсе субъектов РФ в рамках реализации национального проекта "Образование" и получить пару миллионов рублей на модернизацию, развитие, стимулирование и прочая. Не успели. Однако отступать некуда, и в начале июля директор департамента образования Татьяна Степанова озвучила в прессе, что программа по НСОТ готова. А после ее подписания правительством области на прошлой неделе стало окончательно ясно, что с 1 сентября все школы области начнут жить по-новому.
Правда, конкретных разъяснений того, как это "по-новому", до сих пор не последовало. По словам Татьяны Степановой, до опубликования программы на сайте департамента (а это произойдет только в конце июля) даже она не имеет права называть конкретные цифры и вдаваться в подробности, а может лишь обрисовать будущее в общих чертах.
Все будет!
Если верить разработчикам программы, учителя от новой системы оплаты только приобретут. Повысится все: зарплата педагогов, качество образования, объективность оценки этого качества... За счет чего повысится?
"Фонд оплаты труда педагогов будет формироваться из двух составляющих, - объяснила Татьяна Степанова. - На 85 процентов из базовой составляющей и на 15 процентов из стимулирующей. Это будет уход от сетки и переход на новые критерии оценки качества труда педагога. Сегодня такое понятие, как "средняя заработная плата учителей", должно уходить, потому что работают все по-разному".
Стимулирующий фонд, по словам Татьяны Александровны, будет увеличиваться за счет коэффициентов: образования, уровня квалификации, стажа, напряженности, коэффициента личностных достижений... "Предполагается как рост горизонтальный - за счет накопления опыта педагогов, так и рост личностный, или вертикальный, - подчеркнула Степанова. - Молодой специалист без всяких ограничений сможет продвигаться, если у него есть личностные достижения. И заработная плата его будет фактически приравнена к специалисту, который работает уже 10 - 15 лет".
Главное - замотивировать
С этим "вертикальным" ростом молодого специалиста и с тем, как он нагонит по заработной плате педагога со стажем, пока не очень все понятно, поскольку к "личностным" достижениям директор департамента образования отнесла квалификационные категории педагогов (всего их существует три: вторая, первая и высшая), наличие орденов, медалей и званий вроде заслуженного учителя России. Получить орден или звание, да и поднять свою квалификационную категорию всегда было непросто. А с изменением оплаты труда, как признали и на уровне Министерства образования, будет еще сложнее, чем сейчас. Каким образом за два-три года работы молодой специалист достигнет таких успехов?
На какой процент поднимется заработная плата педагогов и сколько она может составить, Татьяна Степанова нам ответить не смогла. Отметила только, что разница между оплатой труда педагогов с разными значениями коэффициентов будет ощутимее, чем разница, которая основывалась на полутора десятках разрядов - например, резко увеличится разрыв между второй и высшей квалификационными категориями.
"Предполагается повышение зарплаты, - повторила напоследок Татьяна Александровна, - за счет десятипроцентного повышения с 1 июня и за счет внутренних ресурсов системы образования - перераспределения средств. А главное, что качественно работающие учителя смогут получать заработную плату не пять-шесть тысяч, а гораздо больше. Самая главная наша цель - мотивация педагогов на качественный труд".
Кстати, замотивировать в ближайшее время предполагается не только отдельных учителей, но и целые школы, официально проранжировав их по шкале "лучшая - худшая". Того, что некоторые школы в результате ранжирования опустеют, в департаменте не боятся. "Это не я должна бояться, это должны бояться педагогические коллективы школ, - сказала Татьяна Степанова. - Я полагаю так: ребенок вправе посещать школы хорошие, а плохих у нас не должно быть".
И волкам, и овцам
Между тем в "Методике формирования системы оплаты труда", разработанной Министерством образования, прописаны не только плюсы НСОТ, но и риски.
Во-первых, как во всяком новом проекте, здесь не до конца определен механизм расчета выплат за отпускной период и за больничные. Во-вторых, НСОТ предполагает предоставление полномочий по распределению стимулирующего фонда оплаты труда как директору, так и управляющим советам школ - а где полномочия, там возможны недобросовестность и несправедливость в распределении средств.
И самый обидный для учителей и чреватый массой негативных последствий фактор риска - усиление конкуренции. То, что школа - не рынок и рыночные методы в ней можно применять лишь в малых дозах и с большой опаской, объяснять не надо. Также очевидно, что новая система стимулирования приведет к резкому расслоению учительства, так что в каждой школе (независимо от престижности самой школы) появятся прослойка лидеров, "средний класс" и своеобразные "люмпены".
Честно говоря, в наших образовательных учреждениях и без дополнительных усилий со стороны хватает зависти и интриг. Какой климат в коллективе будет достигнут с введением НСОТ? Неудивительно, что директора хватаются за головы: мало того что им до сих пор не объяснили, по каким принципам школьная бухгалтерия должна начать работать уже через месяц, у них не остается времени на мало-мальски разъяснительную работу с учителями.
Ждать ли теперь руководителям скандалов от подчиненных или массовых увольнений? Каким образом департамент образования сможет уследить за всеми 500 школами области с их внутренними конфликтами? Скорее всего, не сможет. А директора, вероятно, не пойдут на обострение отношений в коллективе и, будь их воля, опять распределят все средства поровну - лишь бы не было войны.
ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
Анна, школьный учитель, стаж 16 лет: "Во-первых, что такое "качество образования"? Если это отметки, так мы их нарисуем. Если дополнительные проверки, то педагоги закопаются в бумажках и учить будет некогда. И что означает повышение зарплаты за счет перераспределения средств? То есть с одной учительницы сто - двести рублей снимут, а другой добавят? Так у нас и старые специалисты разбегутся, и новые не прибегут".
Смотрите также:
- В десятки раз может вырасти плата для детей, обучающихся музыке в Ярославле →
- Без субботы! Ярославские школы могут перейти на пятидневку →
- В Рыбинске сократится количество школ →