Вячеслав Блатов в армии бегал марш-броски, Александр Сизов делал утреннюю гимнастику в холодном Балтийском море, а Олег Виноградов писал письма в ЦК КПСС.
Александр СИЗОВ, заместитель мэра, полковник запаса:
- Из всей моей "военной карьеры" больше всего запомнились военные сборы, которые мы, студенты Ярославского технологического института, проходили в 1971 году в... городе Пярну, в Эстонии. Военные сборы "почти что за границей" даже тогда были интересны сами по себе, так что редкие выходы в город были для нас очень любопытны...
Но самым запоминающимся событием тогда оказалась для нас... утренняя гимнастика. Мы должны были ею заниматься рано утром на берегу моря - красота... Ну конечно, из рядов будущих лейтенантов раздались возгласы: "А может, лучше искупаемся?" И - что нас сначала крайне удивило! - командир "слиберальничал", действительно разрешил желающим искупаться. Сказал при этом: "В море - бегом марш!" Вот тут-то и обнаружилось, что перед нами - обширная отмель, а чтобы добраться до места, в котором можно окунуться хотя бы по пояс, надо пробежать метров 500 "по воде, аки по суху". А вода в Балтийском море, да еще рано утром, весьма холодна, сами понимаете.
Но тем не менее наиболее отчаянные (в том числе и я) продолжали эти "утренние заплывы" все время сборов.
Олег ВИНОГРАДОВ, заместитель губернатора:
- В 1987 году, на заре перестройки и гласности, служил я, помнится, лейтенантом на космодроме в Плесецке. Жил в поселке, и через день на службу - на электричке. Молодых лейтенантов тогда часто ставили в смены на боевое дежурство, а положенных за это отгулов не давали. И вот пришло мне в голову написать письмо в ЦК КПСС с предложениями о демократизации армии и ликвидации имеющих место отдельных безобразий. Отправил его в Москву с оказией (городок-то закрытый, все письма просматриваются) да и забыл.
Проходит месяц, другой, третий, и вдруг ко мне прямо на боевой пост прибегает разъяренный замполит, ставит вместо меня на дежурство другого лейтенанта, а меня ведет в штаб полка почти что под конвоем. Там, в штабе, генерал спрашивает:
- Это вы написали письмо в ЦК КПСС?!
- Ну да, - отвечаю, - написал... А что случилось?
- То, что вы на звонки из Москвы не отвечаете! Мне аж из ЦК звонят, что вас найти не могут!
Оказывается, мне действительно дважды звонили по поводу того письма из Москвы, а я, как на грех, оба раза был на боевом дежурстве. Рассказал я об этом генералу, тот поуспокоился, и часа полтора мы с ним проговорили о правах военнослужащих... После чего отгулы за дежурства мне стали давать.
Вячеслав БЛАТОВ, советник губернатора:
- Я служил срочную службу в подмосковном Чехове, в войсках связи. Тогда у меня даже и мысли не было, что можно как-то "закосить" армию. В войска отправился, потому что был уверен, что так надо, что армейская служба - это долг каждого настоящего мужчины... Хотя поначалу пришлось ой как нелегко. Кормили нормально, но попервоначалу молодым солдатам есть хотелось постоянно. И вот однажды нам, первогодкам, повезло - нас послали на какую-то продуктовую базу разгружать провиант. Когда мы поставленную задачу выполнили, благодарные работники базы в качестве "натуроплаты" выдали несколько батонов колбасы, буханок хлеба и здоровенную бутыль с молоком.
Ну мы и устроили пир. А когда вернулись в казарму, почувствовали, что в животах после такой "диеты" уже бурлит. Оно бы и ничего, но - надо ж такому случиться! - как раз в эту ночь нас подняли по учебной тревоге и устроили марш-бросок с полной выкладкой, который нам дался ну о-о-очень тяжело... Главное - ребята со мной служили классные и уважали меня. Наверное, поэтому я на дембель ушел "замком"- заместителем командира взвода.
Владимир ПРАЗДНИКОВ, начальник отдела археологии департамента культуры и туризма, лейтенант запаса:
- Я пошел в армию после окончания ЯрГУ, служил в Нахабино, под Москвой... Много всякого было, но больше всего мне запомнился дембель, он у меня получился ну очень своеобразный... Дело в том, что уже под самый конец службы меня и еще нескольких ребят с высшим образованием отправили на курсы подготовки офицеров во Владимир. К тому времени мы уже отпраздновали знаменитые "100 дней до приказа", так что рассчитывали на соответствующее к себе отношение на новом месте.
Но нет, попали к "отцу-командиру", который считал, что "шибко умных" надо непременно гонять. В общем, невзлюбил он нас. Как и мы его...
Но так или иначе, а срок нашей службы уже окончательно закончился. Причем закончился он во вторник, а документы нам никто не выдает... День прошел, второй, третий - и никакого намека на торжественные проводы. Наступила суббота, мы отловили писаря, заставили его открыть комнату с документами. Смотрим, лежат наши уже оформленные военные билеты со всеми вкладышами. Вот такая "страшная месть" была, оказывается, к нам применена...
Смотрите также:
- Вместо кирзачей кипа газет. Ярославец предпочел службе в армии работу почтальоном →
- Музыкант с мечтой о небе. Сергей Шалаев вот уже 35 лет делает макеты самолётов →
- Американский пирог по-ярославски →