Мы уже привыкли к выражению "моя милиция меня бережет". Но случается иногда и так, что бережет нас и наших детей совсем другой правоохранительный орган - прокуратура. Причем как раз от милиции...
Началось все с заурядного в общем-то заседания Переславского городского суда, решившего отказать местному ГОВД в ходатайстве о направлении в специализированное учебное заведение закрытого типа (то есть в спецшколу) 11-летнего Юры Порошина. Внимание СМИ это решение привлекло, как ни странно, именно своей справедливостью - уж больно не похож был Юра на малолетнего преступника, по которому тюрьма плачет.
Как следует из характеристики, выданной ему в школе-гимназии N 7, Юра не слишком хорошо учится (две двойки во второй четверти), имеет проблемы в отношениях со сверстниками, но сам он мальчик добрый и отзывчивый, принимает участие в выпуске стенгазет, победил на школьном конкурсе чтецов...
Но почему же Юра в таком случае вообще оказался в суде по столь серьезному поводу?
Спецшкола за портфель
Тут надо обратиться к истории вопроса. Началось все с того, что во вторник, 12 февраля 2008 года, в переславской школе-гимназии N7 произошел "инцидент" - Юра Порошин ударил портфелем по голове свою одноклассницу Сашу Яшину.
Ну и что, изумится читатель, мало ли мы в свое время, в школьные годы чудесные, понравившихся девочек лупили портфелями и за косички дергали?
Э нет, тут не все так просто... Дело в том, что Саша Яшина оказалась девочкой не совсем простой - дочкой городского федерального судьи Евгения Яшина. И именно это обстоятельство обернулось дальнейшей фантасмагорией.
Уже на следующий день родители Юры Порошина получили из гимназии известие о том, что Юра избил дочку городского судьи, так что та слегла в больницу с сотрясением мозга, и теперь... "Теперь" оказалось расширенным заседанием родительского комитета, на котором обидчика объявили чуть ли не малолетним преступником и антиобщественным элементом. Но поскольку Юре всего 11лет, то надобно его отправить в спецшколу, для чего достаточно нескольким родителям написать еще пару-тройку заявлений на "преступника", а остальное будет делом техники.
К чести родителей, дополнительных обвинений в адрес Юры Порошина появилось негусто - только одна из родительниц вспомнила о том, что Юра 1 февраля (то есть почти две недели назад!) ударил будто бы еще одну девочку.
Дальнейшая оперативность работников милиции поражает. Уже 18 февраля в квартиру Порошиных заявился милицейский наряд с известием о том, что на их сына, уже поставленного на учет в комиссии по делам несовершеннолетних, есть два заявления в совершении преступления, предусмотренного ст.116 УК РФ (побои), и предписание ГОВД (выписанное на основании закона N120-ФЗ от 24 июня 1999 года) о помещении в центр временного содержания на 14 суток. Действительно, в данном законе и в самом деле написано, что "...в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние: ...если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям".
Но поскольку родители мальчика (завкафедрой экономики технологического колледжа Георгий Андреевич Порошин и социальный педагог школы-интерната N 4 Марина Александровна Мациевская) оказались на месте, то доблестные правоохранители мальчика согласились оставить дома, но только пока... до суда.
Прокурор заступился
Увидев такой оборот дел, родители Юры бросились в прокуратуру с жалобой на действия милиции и получили поддержку. Прокурор Андрей Травкин затребовал результаты рассмотрения заявлений на проверку, но переславскую милицию это не смутило - ГОВД, не дожидаясь результатов проверки, обратился в суд с ходатайством о помещении Юры Порошина в спецшколу.
Как сообщила нам помощник переславского межрайонного прокурора Алла Сташнева, в этом шаге уже есть нарушение. И, как выяснилось, не единственное. Оказалось, что в материалах дела нет никаких документов, подтверждающих, что пресловутый удар портфелем по голове нанес какой-то ущерб здоровью Саши Яшиной. Ну а коли так, то суд решил ГОВД в ходатайстве отказать, но решение о постановке Юры Порошина на учет в детской комнате милиции оставил в силе.
При этом стоит отметить, что на вопрос: "А мог ли суд принять иное решение и упечь-таки ребенка в спецшколу?" - Алла Сташнева ответила категорически:
- Да ни в коем случае! У нас тут на учете такие ребятки есть, что хоть стой, хоть падай. На них висит по нескольку совершенно реальных преступлений (от угонов автомобилей до грабежей), но мы и их отправить в спецшколу не можем. А тут всего два сомнительных заявления... Ни о какой спецшколе и речи быть не могло.
Ну что ж, это, конечно, утешает. Тем более что судебное разбирательство не прошло даром ни для самого Юры Порошина, ни для его родителей.
- Я, честно говоря, в эти полтора месяца не знал, за кого больше переживать, - рассказывает Георгий Андреевич Порошин, - за сына или за жену. Она все это время как в трансе ходила, ни спать, ни есть не могла, на одной валерьянке держалась.
Но в общем закончилось все относительно хорошо - Юра Порошин переведен в городскую школу N 1, в которой уже успел хорошо окончить третью четверть, сдать норматив на второй юношеский разряд по легкой атлетике и получить сертификат "Певец Берендеева царства" за участие в викторине, посвященной 135-летию М. М. Пришвина.
Чужой среди своих
Однако именно такое нынешнее благополучие вызывает вопросы. Прежде всего - почему же в гимназии N 7 дела у Юры так не ладились? Почему так вышло, что переславская милиция настолько рьяно взялась за Юру Порошина?
Ответ, по всей видимости, состоит в том, что в "элитной" гимназии Юра не прижился по причинам не столько личным, сколько социальным.
Семья Порошиных приехала в Переславль в 90-х годах из Караганды, и Георгию Андреевичу в свое время пришлось немало сил потратить на то, чтобы добиться российского гражданства для себя и своего сына. Так что в "элитной" гимназии, которую в Переславле за глаза уже давно называют блатной, то есть укомплектованной детьми "уважаемых родителей", выходцу из семьи вынужденного переселенца прижиться было бы заведомо непросто, а вот оказаться в классе на положении изгоя очень даже легко. И когда какой-то там Юра Порошин, которого "старшие товарищи" не раз били безо всяких для себя неприятных последствий, посмел кого-то ударить в ответ... Тут-то все и завертелось.
И если родительские эмоции, захлестнувшие судью Яшина, понять еще как-то можно, то вот действия комиссии по делам ненесовершеннолетних понять уж никак нельзя. В общем, не хотел бы я попасться к этому судье под плохое настроение. И с переславской милицией связываться тоже не хотел бы ни под каким видом. Такое уж у меня личное впечатление сложилось от всей этой истории, и я при нем останусь. По крайней мере до тех пор, пока Юру Порошина не "реабилитируют" окончательно.
Смотрите также:
- Старший следователь Александр Сударкин: на опознании хоккеистов Локомотива было жутко →
- Главный эксперт-криминалист поделился секретами своей работы →
- Чтобы работали и рожали →