Удержать внимание ребенка младшего школьного возраста дольше получаса - задача архисложная. Удерживать внимание нескольких десятков детей почти полтора часа практически невозможно. Но... только не в кукольном театре.
Доказательством тому служит неизменный успех у ребятни старше пяти лет мюзикла "Кот в сапогах", идущего в Ярославском театре кукол уже четыре сезона. За это время спектакль приглянулся не только ярославским зрителям, но и москвичам (его играли в Международном доме музыки), и жителям других городов России (спектакль стал дипломантом премии "Золотая маска").
Усмирение детворы
Нам захотелось собственными глазами увидеть, как создатели мюзикла умудряются притягивать ребячьи взгляды на сцену в течение двух актов. Для этого и наблюдательная позиция была выбрана соответствующая: сбоку, на скамеечке, обращенной лицом к залу.
Первое, о чем с ужасом подумалось на входе: "Неужели их всех возможно усадить и утихомирить?!" Всех толкающихся, кричащих, непрерывно вскакивающих и перебегающих с места на место?
Оказывается, можно: силами дюжины воспитателей и контролеров, превратившихся на время в многоруких и многоглазых шив... Но чу! Звенит третий звонок, и дети сами начинают шикать друг на друга и замолкают. Последним звучит возмущенный мальчишечий возглас: "Девочка, сядь!"
Котом в сапогах оказывается высокий мужчина в мохнатом рыжем костюме, шляпе, плаще и, конечно, клеенчатых ботфортах. Куклу, изображающую Кота, он берет в руки нечасто, что неудивительно - уж очень колоритен он сам по себе. Интересно, что всех остальных персонажей - Жака, короля, принцессу, людоеда, кучера, зайца, косарей - изображают тоже коты, точнее, два кота и одна кошка. А вся история, по сути, хвастовство рыжего обладателя сапог перед менее удачливыми собратьями.
Зато в беспардонное бахвальство и подтрунивание над хозяином и другими людьми ("А еще говорят, у котов противный голос... Ты, хозяин, поешь, как будто тебе хвост прищемили!") незаметно вплетаются попытки воспитания юных зрителей. "Хорошее правило мне мама оставила: сперва заработать, а после поесть", - поучительно поет Кот в сапогах, и вроде бы дети его слушают.
Спецэффекты против антракта
Впрочем, после антракта песен становится все меньше, поскольку зрители явно не способны их воспринимать. Как только действие затягивается дольше чем на две-три фразы, в зале поднимается шум грозового прибоя, кто-то лишается купленного в буфете пирожного, кого-то сгоняют с места, кого-то бьют программкой по голове... Внимательно следят за происходящим на сцене только первые три ряда - этакий островок спокойствия в бушующем море.
С этими предсказуемыми явлениями создатели спектакля борются с помощью спецэффектов. Самый сильный эффект вызывает, конечно, появление людоеда. Когда из затемнения резко высвечивается физиономия людоеда, в три раза больше человеческого лица, зал взрывается воплем - и затихает. В результате вся сцена общения Кота с людоедом выслушивается почти в полной тишине, прерываемой только дружными подсказками великану-волшебнику, когда он размышляет, в кого же ему превратиться: в собаку или в льва? Часть зала, чтобы не затягивать действие, сразу посоветовала превратиться в мышь. Другая часть по непонятным мотивам скандировала: "В собаку! В собаку!"
Но вот великан съеден, Жак с принцессой женятся, Кот оказывается на коне, довольные зрители строятся колоннами и отправляются в гардероб, не подозревая, что их любимый кукольный театр на днях остался без художественного руководителя. Владимир Куприн принял решение уехать в Самару, где долгое время работал, а другие режиссеры пока не спешат соглашаться на постоянную работу - куда удобнее разъезжать по театрам и городам, ставить то там, то сям спектакли, получать деньги и уезжать, не неся ответственности за оставленный коллектив.
Но жизнь продолжается и без худрука. Кот в сапогах поет, Золушка выходит замуж за принца, а театр готовится к премьере - актеры уже приступили к репетициям спектакля "Питер Пен".