Чинно и благородно. Заметки о провинциальном театре

   
   

У служителей ярославской Мельпомены на минувшей неделе произошли два главных события: премьера "Тетка Чарлея" по пьесе Брендона Томаса в постановке Сергея Яшина и зрительская конференция 1 июля, посвященная обсуждению итогов театрального сезона.

События, что и говорить, отрадные - на прогоне "Тетки" зал был полон, да и зрительская конференция - случай знаковый (в последний раз такое мероприятие проводилось еще до реконструкции Волковского театра). Чтобы решиться на ее проведение, надо быть уверенным, что зритель (успевший изрядно отвыкнуть от театра) придет - и не просто придет, а примет самое активное участие в выборах и лучшего актера сезона, и лучшего зрителя. В общем, все хорошо со старейшим театром России? Ан нет...

Это поддельная тетка!

Сразу оговорюсь: в делах театральных автор этих строк не сведущ совершенно и оценить класс игры актеров, занятых в "Тетке Чарлея", не сможет. В том числе и потому не сможет, что на первом акте заснул, а со второго ушел: уж больно нудным показалось представление, поставленное в принципе по той же самой пьесе, что и совершенно замечательная (можно сказать, культовая) комедия советских времен "Здравствуйте, я ваша тетя!" с Александром Калягиным в главной роли. Надо признать, что сама по себе постановка, имеющуя столь давнего и могучего киноконкурента, - это уже высокая планка для режиссера. Сделать что-то лучшее, чем советская классика (успевшая разойтись на крылатые фразы), - претензия немалая.

Увы и ах, новизна в премьерном подходе сводилась исключительно к буквальному прочтению пьесы Брэндона Томаса:

- Кинофильм в свое время был сделан "по мотивам", - пояснил режиссер-постановщик народный артист России Сергей Яшин, - и сильно отличался от оригинала. В советском варианте Бабс Баберлей - какой-то беглый каторжник, в то время как в пьесе он студент... Если "Гамлета" можно ставить по-разному, то почему "Тетку Чарлея" нельзя?

Конечно, можно, кто ж спорит. Беда только в том, что Брендон Томас - не Вильям Шекспир, а "Тетка Чарлея" - не "Гамлет", в котором каждая запятая ценна именно тем, что поставлена гением. "Гамлета" съемкой "по мотивам" не улучшишь, а вот "Тетка Чарлея" в советском варианте была явно лучше, чем в оригинале... Впрочем, о вкусах не спорят.

Новые не созрели еще