О нём самом и его взглядах на театр мы решили узнать из первых уст от самого режиссёра.
Работа, о которой только мечтать
- Евгений Жозефович, как началось ваше сотрудничество с Волковским театром?
- С Сергеем Пускепалисом, главным режиссёром Волковского, мы знакомы очень давно. Пересекались на различных фестивалях. В прошлом сезоне я ставил здесь спектакль по пьесе Леонида Андреева «Екатерина Ивановна». Потом меня позвали уже на должность режиссёра-постановщика. 20 лет я работал главным режиссёром. Сначала в Советске, затем в Омске, потом в Калининграде. Был вынужден заниматься не столько творчеством, сколько организационной работой. Нужно было формировать труппу, стараться примерно одинаково занять всех актёров, хотя это невозможно. Такая ответственность меня в последнее время угнетала, вымучивала. А здесь я могу заниматься творчеством в чистом виде - ставить спектакли и сам выбирать актёров на роли. Работа, о которой можно только мечтать!
- С труппой Волковского у вас уже сложились отношения?
- Пока сложно сказать, мне удалось поработать только с артистами, занятыми в спектакле «Екатерина Ивановна». С ними отношения сложились очень тёплые, можно сказать, родственные. Для меня это очень важно, ведь если общение с актёрами получается формальным – работа не складывается. Конечно, и в этой труппе есть проблемы. Основная, как и во многих наших театрах, – недостаток актёров-мужчин среднего возраста, 35 - 45 лет. А именно такие люди необходимы для любой драматургии. Сейчас театр выходит из положения - приглашает артистов из других городов, например, Владимира Майзенгера из Омска, надеюсь, появится кто-то ещё.
Театр – место провокаций
- Вы наверняка знаете, что ваш спектакль «Екатерина Ивановна» вызвал неоднозначные эмоции у ярославской публики. Некоторых, например, возмутило появление на сцене обнажённой актрисы.
- Неоднозначное? Но мне очень дорого именно такое восприятие! Я считаю, что театр должен вызывать у публики либо абсолютный восторг, либо яростное неприятие. А возмущения по поводу обнажённого тела для меня удивительны сами по себе. Искусство с древних времён воспевало его красоту. И потом в спектакле, как мне кажется, это подано настолько аккуратно, нежно, с таким изяществом… К сожалению, мы такие ханжи: смотрим с удовольствием, а потом говорим, насколько это ужасно. По телевизору показывают, как льётся кровь, отлетают головы, и видимо, это уже не раздражает. А в театре чуть задели вопрос о нравственности или безнравственности измены – сразу негодование? Это меня умиляет.
- Вас называют «королём провинциального авангарда», но всегда ли готов провинциальный зритель к эпатажу на сцене?
- А что, он глупее или менее образован, чем столичный? Может быть, менее избалован театром. Конечно, в Москве намного больше выбор, и при желании можно увидеть и молодой агрессивный театр с ненормативной лексикой, и «музейный», традиционный. Все это разнообразие, по-моему, может спокойно сочетаться и в стенах одного театра. Скажем, на одни спектакли будет ходить публика, которую не испугаешь резкостями, на другие – приверженцы традиций, на третий – исключительно дети. Но, я думаю, театр всегда должен оставаться провокационным. Каждый спектакль должен быть скандалом, в хорошем смысле. Должен обжигать, возбуждать желание жить, что-то утверждать. И с ним, конечно, не все будут согласны в силу воспитания, образования, религиозных взглядов. Искусство - это рассуждение, а не аксиома.
О прошлом и будущем
- Вы учились в Ярославле. Когда вернулись в наш город, впечатление о нём поменялось?
- Да, первое образование – актёрское - я действительно получил здесь, учился у великого Фирса Шишигина и его жены Лидии Макаровой. А впечатления о городе сейчас у меня совсем иные, чем в 81-м году, когда я закончил училище. Тогда мне город казался очень неуютным, холодным, люди неприветливыми и безумно пьющими. Сейчас он намного красивее, чище, люди спокойнее и мягче. Может быть, я сам изменился…
- Что ждёт ярославского зрителя в новом сезоне?
- Из тех работ, которые мы уже обсудили с главным режиссёром и директором театра, могу назвать спектакль «Екатерина Ивановна», который будет идти и в этом сезоне. Сейчас я думаю над несколькими новыми произведениями. Выбор пьесы - непростое дело. Например, мне бы хотелось поставить одну вещь, где будут заняты только женщины. Но я бы не хотел ничего конкретизировать, пока название произведения не будет окончательно утверждено. Пусть пока это останется в тайне.