"Смутное время" в ярославских легендах и преданиях

   
   

4 ноября праздновался День народного единства. В этот день отмечается не только очередная годовщина освобождения Москвы народным ополчением под руководством Минина и Пожарского, но и отдается дань памяти народу, сумевшему преодолеть смуты, раздоры и разногласия во имя спасения общей Родины.

"Смутное время" - особая страница в тысячелетней летописи Ярославля. Наш город в полной мере разделил судьбу России. Он подвергался разорениям и осаде "польских людей", собирал средства на народное ополчение, был временной столицей Российского государства. Все эти события достаточно известны. Однако есть станица "русской смуты", практически неизвестная широкому кругу читателей. Это городские легенды и предания.

Колокола звонили сами по себе

История первого ополчения нашла отражение в "Сказании о приходе чудотворного образа Пречистой Богородицы Казанской". Возвращаясь из Москвы, через Ярославль в Казань проходили остатки первого ополчения. Вместе с ними следовала чудотворная икона Казанской Богоматери. Когда святыня приблизилась к Ярославлю, произошло чудо: сами собой зазвонили колокола церкви Флора и Лавра. Московский купец Василий Плотников, тогда сильно болевший и лежавший недвижимо, узнав о причине звона, пожелал приложиться к принесенной иконе. И тогда он услышал глас: "иди и приложися к Моему чудотворного образу и отпой молебная и исцелееши от болезни своей". Так и случилось. Кроме Василия Плотникова от чудотворной иконы исцелились жительницы Ярославля Ксения и Васса Павлова.

Неопалимый Спас

Пребывание в нашем городе ополчения под руководством Минина и Пожарского описывается в предании о чудотворном образе Святого Спаса. В 1612 году в Ярославле формировалось ополчение Минина и Пожарского. От большого скопления людей в городе началась моровая язва. Ярославцы обратились к протоиерею Успенского собора Илье. Для избавления от напасти решено было прибегнуть к покровительнице ярославцев иконе Толгской Богоматери и "с той иконой около града Ярославля учинить крестное хождение об освобождении от напасти смертоносной".

Накануне назначенного дня протопопу Илье случилось сонное видение, в котором ему повелевалось взять в крестный ход икону Спаса Нерукотворного, находившуюся в часовне близ деревянной церкви Афанасия и Кирилла. Когда священник нашел образ, много лет пребывавший в небрежении, он усомнился в истинности видения. Однако ночью ему явился образ, найденный им, и подтвердил приказание "с ней по граду ходити".

Во время крестного хода происходили чудеса. У Ильинского храма икону пронесли над нищим слепцом, и он прозрел. Затем икону понесли в Успенский собор, но, поравнявшись с часовней, ход встал и не мог сдвинуться с места. Стало понятно, что "возлюби Господь это место", и решено было построить здесь церковь, а в нее поместить чудотворный образ.

Построили храм, а во время его освящения произошли новые чудеса. "Многим излияся благодать Божия: слепым, хромым и всякими недугами страдающим здравие получиша". Язва вскоре также прекратилась.

В 1614 году церковь сгорела, но чудотворный образ Спаса Нерукотворного был найден на пепелище неповрежденным. В 1658 и 1670 гг. деревянная церковь вновь горела, но образ вновь остался цел.

Толгская Богоматерь спасла Ивана Грозного

Особым почитанием в Ярославле пользовалась икона Толгской Божией матери. В предании о ней говорилось, что в 1553 году монастырь посетил царь Иван Грозный. Он получил исцеление от иконы, и "образ чудотворный велми повеле украсити от серебра и злата и бисера и камения многоценна". Со временем чудотворная икона Толгской Богоматери приобрела статус первой среди чтимых икон Ярославля, к ее помощи в трудные времена прибегали и ярославцы, и жители окрестных мест, и многочисленные паломники. В 1612 году во время сбора в Ярославле ополчения Минина и Пожарского разразилось моровое поветрие, прекратившееся сразу после крестного хода с чудотворной иконой. В 1636 году икона, по преданию, спасла Ярославский край от голода, в 1654 году - от моровой язвы, в 1657 году - от страшной засухи.

Окончание "Смутного времени" также нашло отражение в ярославском городском фольклоре, принято считать, что "Ярославский храм Николы Надеина был построен как памятник участию ярославцев в деле изгнания поляков из Москвы и в память об обороне Ярославля".

Смотрите также: