О сути нового правления царь объявил в начале февраля 1565 года. Иван IV "брал на себя правление с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества".
В опричнину царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей. Были набраны особые отряды стрельцов. На содержание опричнины были назначены 20 особых городов с волостями. В опричнину было набрано также до 1000 князей, дворян, детей боярских, как московских, так и городских. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие.
Все остальное государство должно было составлять "земщину". Царь поручил его земским боярам, то есть собственно боярской думе, и во главе управления им поставил князей Ивана Бельского и Ивана Мстиславского.
Само "опричное правление" явилось кровавой эпопеей бессмысленных убийств, совершавшихся по велению царя. Исполнителями его приказаний являлись люди без стыда и совести. Своими страшными эмблемами - собачьей головой и метлой (символы уничтожения крамолы) - они наводили ужас на мирное население.
Ярославль также не миновали тяжелые времена. Город попал в число "опричных". Однако новые порядки были введены в Ярославле уже на излете существования самой опричнины. Поэтому можно сказать, что ярославцам повезло.
Однако без пострадавших не обошлось. Были репрессированы местные "княжата", потомки ярославских владетельных и удельных князей. Их вотчины были конфискованы, а сами они отправлены в ссылку в Пелым. Здесь им были пожалованы новые вотчины, а "старые взяты на Государя". Многие семьи и роды пришли в упадок. Потеряв экономические связи с родиной, прежние знатные фамилии не смогли "перестроиться" и разорились, навсегда сойдя с политической сцены.
Сам город стал "ближней тюрьмой" Великого государя Ивана IV. По старинному ярославскому преданию в Спасском монастыре находились неизвестные узники, с которыми разговаривал только сам царь проезжая через Ярославль из одной любимой подземной тюрьмы (Чертолье) в другую (Вологда). Иногда он захватывал с собой таинственных арестантов, которых больше никто никогда не видел. Не удивительно, что после подобных историй сами стены и постройки монастыря овеяны неким ореолом таинственности.
Все, что связано с именем Ивана Грозного, традиционно вызывает благоговейный ужас и, естественно, легенды о сокровищах и пропавшей библиотеке "Государя Всея Руси". Кстати, одним из мест, где искали пропавшую библиотеку, был Ярославский Спасский монастырь.
Осенью 1572 г. государь опричнину "отставил", а само слово запрещено было упоминать под страхом наказания кнутом.
Смотрите также:
- В Рыбинске выходит книга воспоминаний о революции русского крестьянина →
- Великие люди Великого. Историю села пришлось собирать по крупицам →
- Сберечь историю. Для чего мы должны хранить памятники культуры →