Его колокольная музыка омолаживает и лечит

   
   

Без музыкального образования, будучи мастером-самоучкой, Андрей Федорычев единственный, кто может играть сразу на всех колоколах Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника и сам сочиняет музыку. Свое мастерство он продемонстрирует на фестивале "Преображение", который стартует сегодня, 19 августа.

Антиквариат сдавали в утиль

Андрей окончил Ярославский государственный институт им. Демидова по специальности "история". А стал звонарем совершенно случайно. Однажды пришел в музей-заповедник, это было в 1990 году, и просто из интереса поднялся на колокольню. Попробовал позвонить в колокола - не получилось, но очень понравилось звучание.

Тогда спросил своих знакомых, работавших в музее:

- А можно я попробую быть у вас звонарем?

Те удивились, пожали плечами, но поскольку такого специалиста на тот момент в музее не было, согласились.

В 90-е годы музей только восстанавливался, и колоколов было мало. Андрей стал их приобретать через своих знакомых, ездил по деревням, узнавал через торговцев антиквариатом, зачастую покупал за свои деньги.

- Занимал, потом отдавал, а как только появлялась возможность, снова покупал старинные колокола. Так и жил в долг, - вспоминает Андрей.

Так, однажды в музей пришло письмо из Мурманска, в котором водитель грузовика, развозивший металлолом, предлагал купить колокол, на котором было написано "Ярославль". Вместе с остальным хламом он вез его на утилизацию и увидел, что колокол конца 19 века, выполнен мастерами ярославского купца Оловянишникова.

В музее средств на такую покупку не оказалось. Андрей забрал письмо и попросил своего друга Алексея Фокина съездить за колоколом на север. Теперь этот колокол в арсенале Андрея самый большой.

Современные чудеса

С древних времен к нам пришло много крылатых выражений, связанных с колоколами, - их современный человек воспринимает как данность, не задумываясь о глубокой подоплеке.

- Вот поговорка была: каждый судит со своей колокольни, - говорит Андрей. - Не только потому, что там определенная высота, а потому, что ни одной одинаковой колокольни по набору колоколов нет. Вы можете придумать какой угодно репертуар и соблюдать даже каноны, но звучать все равно будет по-разному.

Андрей создал уже около 30 мелодий, которые записал на диск.

- Многие туристы меня спрашивают, действительно ли колокольный звон исцеляет и душу и тело. Однажды ко мне подошла девушка и задала этот вопрос, обратившись ко мне как к молодому человеку. Я полушутя ответил: "А с чего вы взяли, что я молодой?" Тогда она поинтересовалась, сколько мне лет. Когда я ответил, что уже 50, то буквально вырвала диск из моих рук.

Уникальная техника игры

Андрей Федорычев разработал уникальную технику игры, отличающуюся от традиционной.

- Когда я играю, все веревки, к которым привязаны колокола, держу в руках, - объясняет он. - Обычный звонарь только правой рукой играет, а я еще и левой. То есть все рычаги контролируемы. А еще все звонари делятся на "двоечников" и "троечников". То есть одни могут только двумя веревками играть правой рукой, а другие - тремя. У меня же их может быть сколько угодно.

Больше всего Андрей мечтает о том, чтобы передать кому-то секреты своей уникальной техники. Но желающих пойти к мастеру в ученики пока нет.

- Это ведь дело по жизни неприбыльное, - грустно говорит Андрей. - А Церковь не развивает это искусство, поскольку для нее главное - сообщить с помощью колокола, что началась служба.

Смотрите также: