Без музыкального образования, будучи мастером-самоучкой, Андрей Федорычев единственный, кто может играть сразу на всех колоколах Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника и сам сочиняет музыку. Свое мастерство он продемонстрирует на фестивале "Преображение", который стартует сегодня, 19 августа.
Антиквариат сдавали в утиль
Андрей окончил Ярославский государственный институт им. Демидова по специальности "история". А стал звонарем совершенно случайно. Однажды пришел в музей-заповедник, это было в 1990 году, и просто из интереса поднялся на колокольню. Попробовал позвонить в колокола - не получилось, но очень понравилось звучание.
Тогда спросил своих знакомых, работавших в музее:
- А можно я попробую быть у вас звонарем?
Те удивились, пожали плечами, но поскольку такого специалиста на тот момент в музее не было, согласились.
В 90-е годы музей только восстанавливался, и колоколов было мало. Андрей стал их приобретать через своих знакомых, ездил по деревням, узнавал через торговцев антиквариатом, зачастую покупал за свои деньги.
- Занимал, потом отдавал, а как только появлялась возможность, снова покупал старинные колокола. Так и жил в долг, - вспоминает Андрей.
Так, однажды в музей пришло письмо из Мурманска, в котором водитель грузовика, развозивший металлолом, предлагал купить колокол, на котором было написано "Ярославль". Вместе с остальным хламом он вез его на утилизацию и увидел, что колокол конца 19 века, выполнен мастерами ярославского купца Оловянишникова.
В музее средств на такую покупку не оказалось. Андрей забрал письмо и попросил своего друга Алексея Фокина съездить за колоколом на север. Теперь этот колокол в арсенале Андрея самый большой.
Современные чудеса
С древних времен к нам пришло много крылатых выражений, связанных с колоколами, - их современный человек воспринимает как данность, не задумываясь о глубокой подоплеке.
- Вот поговорка была: каждый судит со своей колокольни, - говорит Андрей. - Не только потому, что там определенная высота, а потому, что ни одной одинаковой колокольни по набору колоколов нет. Вы можете придумать какой угодно репертуар и соблюдать даже каноны, но звучать все равно будет по-разному.
Андрей создал уже около 30 мелодий, которые записал на диск.
- Многие туристы меня спрашивают, действительно ли колокольный звон исцеляет и душу и тело. Однажды ко мне подошла девушка и задала этот вопрос, обратившись ко мне как к молодому человеку. Я полушутя ответил: "А с чего вы взяли, что я молодой?" Тогда она поинтересовалась, сколько мне лет. Когда я ответил, что уже 50, то буквально вырвала диск из моих рук.
Уникальная техника игры
Андрей Федорычев разработал уникальную технику игры, отличающуюся от традиционной.
- Когда я играю, все веревки, к которым привязаны колокола, держу в руках, - объясняет он. - Обычный звонарь только правой рукой играет, а я еще и левой. То есть все рычаги контролируемы. А еще все звонари делятся на "двоечников" и "троечников". То есть одни могут только двумя веревками играть правой рукой, а другие - тремя. У меня же их может быть сколько угодно.
Больше всего Андрей мечтает о том, чтобы передать кому-то секреты своей уникальной техники. Но желающих пойти к мастеру в ученики пока нет.
- Это ведь дело по жизни неприбыльное, - грустно говорит Андрей. - А Церковь не развивает это искусство, поскольку для нее главное - сообщить с помощью колокола, что началась служба.
Смотрите также:
- Как это по-русски? Четыре истории иностранцев о жизни в Ярославле →
- Любовь Казарновская: «В приоритете - работа души» →
- На Яблочный спас угощали всех →