Вчера в Ярославле закончился Международный фестиваль музыки и колоколов "Преображение".
Главный день фестиваля - 19 августа, день Преображения Господня, - престольный праздник Спасо-Преображенского монастыря, на территории которого расположен Ярославский музей-заповедник. От этого церковного праздника и происходит название фестиваля. Второе, народное название праздника - Яблочный спас, образ которого связан с окончанием теплых летних дней, освящением плодов преображенной солнцем земли. Яблоко стало символом фестиваля и вместе с колоколом украшает его эмблему. Вчера в Спасо-Преображенском соборе прошли праздничная литургия и традиционный молебен на освящение плодов с угощением всех присутствующих поспевшими яблоками.
- Для меня этот праздник особенный, - улыбаясь, говорит прихожанка Маргарита Борисовна, - я каждый год сюда прихожу. Это один из таких дней, когда русская душа проявляется. А еще это память о моих родителях - они этот праздник очень любили.
На Яблочный спас собралось много пожилых людей, но немало было и маленьких ярославцев. После крестного хода вокруг Спасо-Преображенского собора батюшка окропил святой водой всех присутствующих, а потом освятил яблоки. Многие принесли яблоки с собой, а на специально приготовленном столе выставили коробки с плодами для всех присутствующих. Правда, желающих отведать освященных яблочек оказалось так много, что началась настоящая давка: пожилые женщины толкали друг друга, пытаясь первыми добраться до заветного стола и набрать побольше фруктов.
- Потому что нельзя народ до нищеты доводить! - возмутилась одна из стоявших в стороне женщин.
- Причем тут нищета? - ответила ей соседка. - Надо себя по-человечески вести, православные люди так не делают!
Однако, те, кому яблоки достались, потом с удовольствием делились ими с незнакомыми людьми. Верующие считают, что освященные плоды приносят здоровье и гораздо дольше хранятся.
- Знаете, ведь это не столь важно - съешь ты такое яблоко или нет, - мудро заметила одна из женщин, - главное, чтобы Бог у тебя в душе был.
Сальери отравил Моцарта под пение оперных звезд
Шестнадцатый Международный фестиваль музыки и колоколов приготовил для всех немало сюрпризов. Но, пожалуй, самым необычным стал спектакль "Амадей", в основе которого лежит драма Пушкина. Неповторимость постановки Аллы Сигаловой была в органичном соединении актерской игры, музыки и оперного вокала, а также в том, что этому спектаклю суждено было прожить лишь один вечер.
- Немного обидно, что это лишь единичная акция, - вздыхает исполнитель роли Моцарта Евгений Стычкин, - но для меня процесс важнее, чем результат. Тем более я раньше уже принимал участие в фестивале, и Ярославль мне очень нравится.
Актеров Евгения Стычкина и Даниила Спиваковского в образах Моцарта и его снедаемого завистью соперника увидел художественный руководитель фестиваля.
- Артисты очень точно попадают в эти роли, - объясняет Дмитрий Волосников.
И действительно, Стычкин и Спиваковский, видимо, так вжились в свои образы, что на пресс-конференции у журналистов создалось впечатление, будто с ними общается веселый и бесшабашный Моцарт и серьезный, чуть мрачный Сальери.
- Да я ему и в жизни завидую, - иронизирует Даниил, - у Жени трое детей, а у меня пока только одна дочка.
На вопрос, который вот уже несколько столетий вызывает споры, исполнитель роли Сальери ответил так:
- Гения без злодейства быть не может! Вот, например, в фильме "Офицеры-2" я играю международного террориста, гениального химика, который свернул с пути добра.
Актер, на счету которого еще и роль Гитлера, к образам злодеев в кино относится положительно:
- Вообще, отрицательные роли играть интересно, - уверен Спиваковский, хочется понять, почему человек совершает те или иные поступки. Так же и у Сальери своя правда, а зависть - вообще естественное чувство.
Даниил и Евгений вместе работают уже не первый раз.
- У нас, можно сказать, намечается прогресс, - шутит Стычкин, - если на съемках с Михалковым мы оба погибаем от рук фашистских захватчиков, то в этот раз умру только я.
Новоявленный Моцарт не переставал балагурить, рассказывая о себе и своих работах:
- Да, в проект на Первом канале "Цирк со звездами" меня взяли, и там я многому научился, а вот в "Секс со звездами" не приняли, - от души веселится актер, - сказали, мол, мы профессионалов не берем!
На самом же спектакле, который прошел на сцене выставочного центра "Старый город", не было ни одного свободного места. Музыка звучала в исполнении оркестра театра "Новая опера", вокальные партии исполняли солисты Большого театра. Публика приняла оригинальную постановку на ура - аплодисменты и крики "браво!" не стихали долго.
Ожившие фрески и ночной концерт
Искусством оперных певцов была возможность насладиться еще на одном необычном представлении в рамках фестиваля - на территории музея-заповедника прошел ночной колокольный концерт "Ожившие фрески Ярославля". Гостей в парке встречали ожившие картины мировой художественной культуры: три грозных богатыря восседали на лихих скакунах, танцовщицы в белых пачках застыли в изящных позах, изображая творение Эдгара Дега "Голубые балерины". А в отдалении на все это с задумчивым видом смотрел "Мыслитель" Франсуа Родена. Создавали "живые картины" студенты театрального института, актеры Волковского театра и ярославские танцевальные коллективы.
- С первых минут мы вводим гостей концерта в атмосферу старины, напоминаем о шедеврах мировой культуры, - рассказал организатор и ведущий шоу, актер Волковского театра Игорь Сидоренко, - но главный акцент мы делаем именно на ярославской живописи, на неповторимых по своей красоте ярославских фресках.
Под ночным небом переливались голоса колоколов большой звонницы Спасского монастыря, а солисты Большого театра, театра "Новая опера" и тетра им. Станиславского и Немировича-Данченко срывали зрительские аплодисменты, исполняя арии из знаменитых опер и русские песни.
Поразить своим мастерством съехались лучшие звонари изо всех уголков России, а также из Белоруссии. Люди, посвятившие себя этому искусству, считают, что колокольному звону нужно учиться всю жизнь.
- Это больше ритмический процесс, чем музыкальный, - рассказывает Екатерина Баранова из Санкт-Петербурга, - в каждой звоннице колокола разные и разный диапазон - если тебе не дано это почувствовать, то хоть несколько лет учись - ничего не получится.
Современные колокола отливают на специальных заводах, есть такой и в Тутаеве. Однако все звонари единодушно заявляют, что со старинными колоколами новые не сравнятся.
- Старое литье неповторимо, - говорит звонарь, - и если современные колокола имеют свою стоимость, то старинные - просто бесценны.
На протяжении всего концерта молодые ярославские мастера, вдохновляемые прекрасной музыкой и звоном колоколов, создавали картины по мотивам древних ярославских фресок.
Уже в финале представления, под яркие вспышки фейерверка, огромные полотна с творением трех художников подняли на стену звонницы.
И тут произошло неожиданное: искры от летящих во все стороны огней попали на полотно, и огонь стремительно побежал вверх, уничтожая только что сотворенную картину. Одновременно вспыхнули и рабочие леса на самой звоннице. Зрители ахнули. К счастью, все это быстро потушили, и впечатление от праздника не было испорчено.
Смотрите также: