Сегодня о реставрации памятников в Ярославле говорят много - тысячелетие не за горами, и как любой радушный хозяин, город хочет показать гостям только самое лучшее. Но, увлекшись реставрацией, по мнению специалистов, все совершенно забыли об обеспечении сохранности богатств, представляющих собой огромную культурную и духовную ценность.
Халтура исполнителей
За последние 10 лет в России было утрачено 2,5 тысячи памятников истории и культуры, больше половины объектов культурного наследия нуждаются в срочной реставрации. Не так давно на заседании президиума Государственного совета и президиума Совета по культуре и искусству президент РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости сформировать правовую базу в сфере охраны культурного наследия.
- Сейчас существует слишком много лазеек для нарушения нормативно-правовых актов. Этому явлению потворствует секвестирование бюджета, которое влечет за собой халтуру исполнителей: закупается более дешевый материал, используется неквалифицированная рабочая сила, - говорит художник-реставратор монументальной живописи Владимир Сорокин.
Во время реставрационных работ в церкви Ильи Пророка в состав традиционных известково-цемяночных растворов в большом количестве добавлялся цемент, использование которого допустимо лишь в малых дозах. Правда, тут же уточняет Владимир Геннадьевич, фирма, которая занималась фасадными работами, закупила дорогой белый цемент, который ближе по структуре к извести.
Активно дают о себе знать ошибки реставрации, которая проводилась в храме Ильи Пророка на протяжении всего ХХ века. Одна из ошибок архитекторов, по мнению Владимира Сорокина, заключалась в том, что четырехскатная крыша придела Гурия, Самона и Авива была заменена позакомарным покрытием (закомара - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружной стены церкви, соответствует внутренней форме свода).
- Четырехскатная кровля носила функциональный характер: благодаря ее конструкции атмосферные осадки легко сходили вниз, не задерживаясь на крыше. А теперь вода остается на кровле, в том числе и из-за того, что плохо организован отвод осадков и паводковых вод. В результате происходит намокание кладки и свода, свод абсолютно мокрый, из-за чего регулярно покрывается плесенью. Мы делаем дезинфекцию, но хватает этих мер не надолго, - поясняет Владимир Сорокин.
Молотком по древности
Большое беспокойство вызывает и работа некоторых "специалистов", которых привлекают к реставрации ярославских храмов. В 30-е годы ХХ века реставраторы, чтобы сохранить живопись в церкви Кирилла и Мефодия в Афанасьевском монастыре (что на площади Челюскинцев), временно ее забелили. В советские времена помещение пережило нескольких арендаторов: была там и столярная мастерская, и склады. Стены многократно забеливали и перештукатуривали, в результате древняя живопись оказалась под толстым слоем различных материалов.
- Профессионально удалить такие наслоения могут только реставраторы, но это дело доверили почему-то простым рабочим, гастарбайтерам. Они взяли в руки молотки, кирки и прорубили все практически до кирпичной кладки. Когда по просьбе комитета по сохранению культурного наследия мы пришли на объект, живопись была в очень плохом состоянии, - рассказывает художник-реставратор.
Фундамент нашего времени
Фундамент у церкви Ильи Пророка тоже, можно сказать, современный. Для удобства его возведения при строительстве храма прибегали к небольшой хитрости: выкладывали по три-четыре кирпича с двух сторон, а пространство между ними забутовывали известково-песчаным раствором. Со временем эта насыпь вымывалась, и фундамент оказывался пустотелым. Чтобы его заполнить, бурили скважину и через нее в больших количествах закачивали цемент. Получается, что храм стоит на новом, современном фундаменте?
Если ярославец или гость города хочет увидеть истинную древность, ему прямая дорога в Тутаевский район, в церковь Спаса Нерукотворного в селе Заболотье. В 19 веке архитектура там подверглась переделкам, но живопись сохранилась в своей "первозданности". В летописи она записана под 1682 годом. Причина такой сохранности проста: на реставрацию в определенный момент просто не хватило денег.
По словам Владимира Сорокина, в подавляющем большинстве остальных ярославских храмов подлинный материал находится под толщей многократных поновлений.
- Во время реставрации живописи на фасадах Ильи Пророка мы попытались дойти до чистого источника, но он оказался в таком плачевном состоянии, что лучше до него не доходить, - рассказал художник-реставратор.
Другая сторона медали
В 2006 году на одной из конференций, посвященных реставрации и консервации памятников, прозвучала интересная мысль, которая особенно точно характеризует сегодняшнюю ситуацию в сфере сохранения культурного наследия. Звучит она так: "Развитие экономики и создание массовой культуры отодвигают на второй план очевидную необходимость сохранения культурного богатства. Приоритетным направлением становится придание второй жизни памятнику, а не продление его собственной".
По сути, многим ярославцам все равно, живут они рядом со "стариной глубокой" или осовремененными храмами. Вот только если дело и дальше так пойдет, любоваться и восхищаться мы будем уже новоделом, а не живым воплощением истории, и передавать потомкам будет уже нечего.
Смотрите также:
- «В истинном золоте блеска нет…». Почему Ростов теряет приставку Великий →
- Вместо парка - торговый центр. Прокурор против застройки зелёных зон →
- Парк-отель останется за оградой →