Старший лейтенант Юлия Розанова - эксперт-криминалист городского управления внутренних дел. В День милиции мы решили рассказать об этой хрупкой женщине с совсем неженской профессией и непростой судьбой.
Нашли по отпечаткам через два года
Юлия признается, что решила стать милиционером еще в школе. Вначале ее привлекала форма, а потом она поняла, что хочет помогать людям.
В 18 лет она пришла в местное отделение милиции с просьбой, чтобы ее взяли на работу хотя бы уборщицей. Юле отказали, и она пошла учиться, не расставаясь с заветной мечтой. Сначала в училище на секретаря-референта, потом в строительный техникум, а затем в Московскую финансово-юридическую академию.
- Пока училась в техникуме, устроилась на работу в изолятор временного содержания при УВД, - вспоминает Юлия Розанова. - Там было тяжело и страшно. Ведь что такое изолятор? Это тюрьма. Все закрыто, все в решетках, все с ключами.
Однако за три года работы девушка ни разу не засомневалась в своем профессиональном выборе.
- Плюс в том, что мне попался очень хороший коллектив, а это для меня самое главное, -говорит Юля.
Потом Розанова перевелась в экспертно-криминалистический центр, в группу, которая занимается дактилоскопической экспертизой. Там с помощью специальной компьютерной программы она научилась считывать "узоры" на руках - это один из способов найти преступника.
- Очень интересная и ответственная работа, - увлеченно рассказывает эксперт. - Однажды по отпечаткам мы нашли человека в Санкт-Петербурге, который совершил убийство в Ярославле. До этого его не могли найти два года. Молодой парень нанес девушке 20 ножевых ранений за то, что та не хотела выходить за него замуж.
По словам Юлии, преступления без единого следа не бывает. Кроме отпечатков пальцев, остаются следы обуви и другие следы, биологического происхождения.
"Работа на земле"
Однако Юлия не любит сидячую работу в кабинете, поэтому вскоре перевелась в Дзержинское РУВД и стала "работать на земле", то есть искать следы на месте преступления.
Экспертная работа - это тяжелый кропотливый труд. Девушке приходится работать в дождь и снег, в жару и лютый мороз.
- Вот недавно прибыли на место преступления, потом машина уехала за медиком и прокурорским следователем. А меня оставили в поле одну с трупом, ведь мне все равно нужно отработать первой - сделать экспертизу.
Однако чаще всего на вызов она отправляется не одна, а с группой оперов.
- В нашем коллективе все очень дружные, - улыбается наша героиня, - можно любому позвонить, и где бы он ни был, чем бы ни занимался, бросит все и придет на помощь.
Такая помощь требуется, когда на месте преступления сложно сориентироваться. Например, при квартирных кражах эксперту приходится работать на обширной площади. А иногда бывает, что преступники умудряются ограбить сразу две соседние квартиры и перевернуть в них все вверх дном. Для Юлии это работа минимум на шесть часов.
- Однажды в поселке Норское ограбили коттедж, мы только туда приехали, и вдруг звонок из дежурки, что соседний коттедж тоже ограблен, - рассказывает Юлия, - каждый в три этажа. Представляете, сколько там работы? Сначала надо найти предметы, которые не принадлежали хозяевам, потом отпечатки обуви и рук, определить следы орудия взлома.
Или когда произошло убийство в торговом центре "Лотос". Преступники ударили охранника металлическим предметом по голове, потом вскрыли все модули. Юлия Розанова и еще четыре эксперта прямо от входа в торговый центр чуть ли не ползком искали следы. Благодаря их работе грабителей задержали.
А однажды был прикольный случай. Воры, побывавшие в квартире пенсионерки, не нашли 90 тысяч рублей, которые были спрятаны в белье. Юлия обнаружила их во время экспертизы и лично вернула хозяйке. Та была очень обрадована такой невнимательностью воров, но почему-то долго благодарила за это именно милиционеров.
- Вообще-то моя работа - делать свое дело молча, - говорит Юлия, - но люди тянутся ко мне. И я их понимаю, потому что сама была в трудной ситуации.
На глазах убили мужа
Два года назад у Юлии на глазах убили мужа. Две дочки остались без любимого папы - 7-летняя Ульяна и 2-летняя Алена.
Виктор работал водителем, выполнял частные заказы по междугородным перевозкам. Однажды он повез группу людей в Санкт-Петербург на семинар. Одно место было свободное, и Юля поехала с ними.
- Вдруг один из пассажиров попросил срочно остановить автобус, перед этим он ругался со своей сожительницей и выпил бутылку пива, - вспоминает Юлия. - Муж сказал, что на этом участке пути нельзя останавливаться. Тогда мужчина сам открыл дверь "Газели" и выскочил прямо на ходу. Мы все так и ахнули. Думали, что под машину угодил.
Виктор остановился и вышел, а мужчина встал с земли, схватил в руки какой-то металлический предмет и ударил Виктора по голове.
- Я никогда не видела мужа дерущимся. Он спокойный, жизнерадостный человек и все конфликты решал с помощью юмора.
Юлия отвезла Виктора до ближайшего кафе, он на ее руках начал терять сознание. Там вызвали "скорую", отправили его в больницу, прооперировали. Но через три дня Виктор умер в отделении реанимации.
- Мы знали друг друга с детства, начали встречаться, когда Виктору было всего 14, а мне 16, - смахивает слезы Юлия. - Он вернулся из армии, мы поженились и были очень счастливы.
Потом оказалось, что человек, убивший Виктора, до этого 10 лет отсидел тоже за убийство.
- Я считаю, что такие люди должны быть изолированы от общества. Тот, кто совершил умышленное убийство, уже не человек, - утверждает Розанова. - А еще нужно организовать публичный расстрел, тогда будет меньше преступлений. Русскому человеку надо чего-то бояться.
Звезды - не главное
Первый год после смерти мужа Юлии было очень тяжело. Страшно переживала сама, тосковала по папе старшая дочь Ульяна. Помогли неравнодушные люди - и морально, и материально.
Особенно поддерживали сослуживцы. Когда случилось несчастье, не проходило и часа, чтобы кто-нибудь не позвонил.
Юлия живет в поселке Норское в частном доме. Теперь одна воспитывает Ульяну и Алену, еще с ними живут две кошки и собака. Работает сутками, но при этом все успевает.
- Девчонки помогают, они у меня самостоятельные, - рассказывает Юля. - Ульяна без моей помощи делает уроки, может помыть посуду и полы, сварить кашу, утром нарезать бутербродов, пока я собираю маленькую дочку в садик.
Только в материальном плане трудно: старший лейтенант Розанова получает 12 тысяч рублей да еще пособие на детей - 3600. В следующем году ей присвоят звание капитана милиции. Но звезды для Розановой не главное.
- Я получаю большое моральное удовлетворение от любимой работы, - с улыбкой говорит Юлия.
Смотрите также:
- «Не надо отчаиваться!» - отец Яков о том, чем живёт ярославская глубинка →
- Столица глазами провинциалки. Как я разочаровалась в своей мечте →
- Тайны ярославского ждуна →