Олег Липатов: "Моральные устои общества теряются"

   
   

Сегодня гость нашего номера - руководитель Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ярославской области Олег ЛИПАТОВ. Профессия у Олега Игоревича престижная и благородная, но труд - тяжелый, с перегрузками, с постоянной повышенной служебной и моральной ответственностью за принимаемые решения.

Должно быть выгодно соблюдать законы

- Олег Игоревич, действительно ли Следственный комитет создан, чтобы исправить огрехи прокуратуры и милиции?

- Комитет создавался для того, чтобы та работа, которая велась в прокуратуре по расследованию уголовных дел, поднялась на другой уровень. Чтобы дела по тяжким преступлениям расследовались более тщательно и быстро, а также ускорилось раскрытие преступлений прошлых лет. Раньше следствие было в системе прокуратуры, прокурор и руководил следствием и надзирал за ним, что, согласитесь, нелогично.

- Последнее время к уголовной ответственности стали привлекать и милиционеров, и прокурорских работников. Получается, раньше прикрывали своих?

- Я, работая прокурором, такого не замечал. Милиционеры и раньше совершали преступления, и все, что доходило до прокуроров, расследовалось.

- Какие преступления, на ваш взгляд, приносят наибольший вред обществу?

- Сейчас самый большой вред приносят преступления корыстно-насильственного характера - это кражи, грабежи. Их очень много.

- А взятки, экономические преступления?

- Экономические преступления опасны ущербом, который приносят государству. К примеру, сейчас мы готовимся передать в суд дела, по некоторым из которых ущерб будет доходить до 300 млн. рублей. А должностные преступления сводят на нет устои общества. Надо делать так, чтобы людям было выгодно действовать по закону, тогда преступности станет меньше.

- Каким образом?

- Упрощать процедуры. Нужно создавать для людей нормальные условия жизни, и тогда у нас работы будет меньше.

Не хватает кадров

- Следственный комитет существует уже больше двух лет. Есть что-то, что мешает работе вашего ведомства?

- Мешать не мешает, но нам не хватает времени и нормальных штатов. Все уголовные дела у нас расследуют 67 следователей. Недавно направили в суд "дело сатанистов": 37 томов, каждый том по 200 листов. И вся эта работа проделана одним человеком, пусть и за большой промежуток времени. Причем от других расследований его никто не освобождал.

- Олег Игоревич, как за годы меняются преступники и преступления?

- Преступления стали хитроумнее, преступники изворотливее. "Бытовуха" лет десять назад и сейчас - вещи разные. Раньше преступник все расскажет, покажет, как было, не раз покается. А теперь что ни убийство - то либо самооборона, либо состояние аффекта. Моральные устои теряются, убить человека и не раскаяться - в порядке вещей.

Жестокость и цинизм

- Были в вашей практике случаи, которые вы вспоминаете до сих пор?

- Было, конечно, много всего, но я обычно вспоминаю два. Первый - "убийства по объявлениям". Мужчина только вышел из колонии и стал читать объявления на столбах. Приходил по адресу, насиловал жертву, убивал ее и либо что-то забирал, либо уходил ни с чем. Всего было шесть эпизодов, в последний раз он одну девушку убил, а вторая выжила, но толком ничего не могла рассказать. Четыре раза мы осматривали это место происшествия и только на четвертый поняли, что один из пиджаков в шкафу чужой. Как оказалось, у преступника была привычка переодеваться в доме у жертвы, надевать новую вещь и оставлять свою. В найденном пиджаке обнаружили записку с номером телефона и через него вышли на этого человека. На месте преступления всегда можно найти следы, вопрос в том, как искать.

Второй случай запомнился как верх цинизма и криводушия. В прокуратуру поступило заявление от мужчины о пропаже жены. Труп мы нашли, заявитель признался, что это он вместе со своей матерью убил женщину, расчленил тело и спрятал на своем же земельном участке в колодце. Как оказалось, его маме молодая жена не понравилась, и от нее решили таким образом избавиться. Сижу я в кабинете и вижу в окно, как по двору несется женщина лет 55. Влетает ко мне и начинает кричать, почему мы ее сына задержали. Я ей объясняю, что мы все знаем, ее сын уже во всем признался. Женщина разворачивается и бегом от меня: ее потом два опера полчаса ловили. Вот говорят, что у нас молодежь не очень, а я считаю, что молодежь такая же, как ее воспитатели, отличий почти нет.

Люблю природу и животных

- С чего началась ваша карьера в прокуратуре?

- Учиться на право я пошел случайно. Всегда любил и до сих пор люблю историю, читаю исторические романы. Увлекаюсь Древним Римом, Древней Грецией, российской историей XVIII-XIX веков. И шел-то я поступать на исторический факультет, но по пути задумался, даже не знаю, что меня смутило, только документы я подал на право. Просто по характеру своему я люблю порядок во всем, это и сыграло свою роль. На 4-м курсе университета пришел работать стажером в прокуратуру Кировского района.

- Расскажите о своей семье.

- У меня серьезная должность, поэтому я никогда ни о семье, ни о личной жизни ничего не рассказываю. Все люди разные, и, считаю, большинство не очень хорошие.

- А ваши увлечения? Аквариум у вас стоит - значит, рыбок любите?

- Рыбок мне навязали коллеги, подарили, теперь приходится их кормить. Цветоводством тоже не увлекаюсь, все цветы в этом кабинете почему-то гибнут, вот только один прижился. Рыбалку и охоту не признаю. А животных убивать мне жалко. На самом деле я человек добрый, и это, пожалуй, плохо...

Смотрите также: