ЖКХ - наше общее дело. В редакции "АиФ" - Ярославль" специалисты обсуждали вопросы соблюдения законности в сфере жилищно-коммунальных отношений

   
   

Кто нарушает закон

"АиФ": - Коммунальная сфера - зона больших денежных потоков. Как следствие, они привлекают нечистых на руку людей. Мы знаем о примерах нарушения закона как со стороны руководителей ТСЖ и управляющих компаний, так и со стороны жильцов. Какие усилия необходимо приложить, чтобы коммунальная сфера оставалась в зоне закона?

Оксана Лысенко, помощник прокурора области по взаимодействию с органами власти и органами местного самоуправления:

- В 2009 году органами прокуратуры области выявлено 956 нарушений жилищных прав граждан. Наиболее характерными нарушениями в деятельности управляющих организаций в сфере жилищных правоотношений являются: первое - несвоевременное, в неполном объёме осуществляемое водо-, тепло-, энергоснабжение населения; второе - деяния, связанные с неправомерным расходованием средств, выделяемых Фондом содействия реформированию ЖКХ, областным и городским бюджетами на возмещение затрат по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках реализации ФЗ N 185 "О Фонде содействия реформированию ЖКХ". Также немало нарушений закона было выявлено и в ходе процедуры смены способа управления многоквартирными домами, смены управляющих организаций.

Александр Лебедев, директор департамента ЖКХ Ярославской области:

- Оксана Юрьевна совершенно справедливо расставила акценты. Департамент ЖКХ, со своей стороны, постоянно мониторит работу управляющих компаний, оценивает их, составляя ежемесячные рейтинги. Мы знаем, какие из них работают добросовестно, какие не очень. Эта работа очень важна, т.к. деятельность управляющих компаний имеет высокую социальную значимость. Как ни в какой другой сфере здесь нельзя допускать появления фирм-однодневок, непорядочных компаний. Наш департамент всегда реагирует на любую информацию о нарушениях в работе управляющих компаний. Также в этом вопросе мы активно сотрудничаем с Государственной жилищной инспекцией.

Андрей Лукашов, первый заместитель директора департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов:

- На мой взгляд, рассуждая о соблюдении законности в сфере ЖКХ, в первую очередь надо поднимать вопрос о недостатках в законодательстве, не позволяющих говорить о прозрачности деятельности управляющих компаний для населения. Что регламентирует отношения на рынке жилищно-коммунальных услуг в случае банкротства управляющей компании? К примеру, законодательство никак не регулирует, как необходимо поступать, если жильцы тепло оплатили, а управляющая компания поставщику деньги не перечислила. Отключать дом? Как правильно решить эту проблему - ответа нет.

Хотя, несомненно, в большинстве управляющих компаний работают люди добросовестные, болеющие за своё дело, старающиеся выполнять его как можно лучше.

Максим Муравьев, эксперт холдинга "Альфа-Групп", директор Дзержинской и Ленинской управляющих компаний (Ярославль):

- Меня интересует, как прокуратура реагирует на факты нарушения закона ресурсоснабжающими организациями, когда они не заключают договоры с управляющими компаниями, ведут расчёты напрямую с жителями якобы по заключённым с ними договорам? Хочу заметить, что в данные расчёты входят и суммы по капремонту, которые остаются временно в распоряжении этих организаций до выполнения работ по ремонту. Значит, с населения взимаются лишние средства? Есть и другие примеры нарушений. Ещё хотелось бы обратить внимание на то, что сегодня Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) - фактически неподконтрольный орган. Обжаловать её действия невозможно. Бывает, управляющие компании вынуждены защищать жителей от действий ГЖИ. Как смотрит на это прокуратура?

Другой очень важный момент: сейчас ресурсоснабжающие организации обсуждают свои тарифы на будущий год. Управляющие организации как-то об этом информированы? Нет. А ведь мы представляем интересы жителей. Так о какой прозрачности в работе можно говорить?! Оксана Лысенко:

- Относительно заключения договоров хочу сказать, что прокуратура может только рекомендовать заключать их всем участникам жилищно-коммунальных правовых отношений. Принуждать к этому мы не можем.

Анатолий Власов, советник генерального директора по работе с потребителями "Ярославской сбытовой компании":

- Ярославская сбытовая компания, как гарантирующий поставщик электроэнергии на территории области, не имеет права никому отказать в заявке на заключение договора на энергоснабжение. Но здесь есть важный момент - заявка должна быть подана в соответствии с законодательством. Андрей Лукашов:

- Вопросы формирования тарифов открыто обсуждаются на заседаниях в департаменте топлива, энергетики и регулирования тарифов. Доступ на них организациям, заинтересованным в этом вопросе, открыт. Также сейчас решается вопрос о том, чтобы информация о ходе формирования тарифов публиковалась в СМИ.

Александр Шилов, депутат государственной думы Ярославской области:

- Несомненно, есть нарушения как со стороны ресурсопоставляющих организаций, так и со стороны управляющих компаний. Рынок только формируется. Что касается вопроса по Государственной жилищной инспекции, кто, мол, над ней должен быть, - никто. На то она и инспекция. Она действует в рамках федерального законодательства.

ОДН: виноваты все

Юлия Пепеляева, генеральный директор компании "Яржилсервис":

- Большие суммы за ОДН появляются в квитанциях из-за того, что сейчас фактически у многих компаний, работающих в сфере ЖКХ, отсутствует система учёта. И жителям приходится платить по установленным нормативам, но не всегда эти нормативы реально отражают действительность. Например, зачастую прописано больше, чем по факту проживает в квартире, но за ОДН берут деньги со всех. Там, где система учёта налажена, такой проблемы со счетами не возникает. Решить проблему, на мой взгляд, можно: для этого необходимо создать систему учёта и сделать её повсеместной. А если дома оснастить приборами учёта, то снизятся и затраты на ОДН, поскольку оплачивать жители будут только за реально потреблённые ресурсы.

Надежда Паутова, исполнительный директор управляющей компании "ЖЭУ" (Ярославль):

- Проблема ОДН выросла из-за того, что порядка 20 процентов населения предоставляют фиктивные сведения о показаниях приборов учёта. В результате жильцы оплачивают меньше, чем потребляют. А управляющие компании вынуждены весь потреблённый ресурс в рамках одного дома делить на всех жителей. ОДН начисляется каждому пропорционально потреблённому им ресурсу. Выходит, что те, кто платит по своим приборам учёта добросовестно, вынуждены платить ОДН за непорядочных соседей. Анатолий Власов:

-Мы сегодня работаем в рамках законодательства, которое рассчитано на идеального потребителя: добросовестного, экономически обеспеченного, платёжеспособного, с приборами учёта соответствующего класса точности и срока поверки. Но реально у нас далеко не все такие. Работа непростая и хлопотная. Наша задача - искать пути взаимопонимания между поставщиками ресурсов и управляющими компаниями.

Срочно нужен капремонт

Нина Чистякова, директор управляющей компании "Финансовый попечитель" (Рыбинск):

- Я считаю, что государству надо больше уделять внимания работе управляющих компаний. Законодательство, регулирующее нашу работу, несовершенно настолько, что даже те, кто сегодня крепко стоит на ногах, могут через 2 - 3 года разориться. Коммуналка - независимая сфера, она доходит до стенки дома, дальше - ответственность жилищной сферы. Житель в первую очередь спрашивает с управляющей компании, в том числе про начисление тарифов. А нас самих ставят перед фактом, что такие тарифы. Надо принимать коммунальный кодекс. А ещё надо наладить продуктивный диалог между сбытовыми и управляющими компаниями на уровне местного самоуправления.

Анна Захарова, генеральный директор управляющей компании "Проспект" (Ярославль):

- С нас жители тоже спрашивают про тарифы. Мы стараемся отчитываться обо всём. Наша компания не очень большая. Поэтому для нас не стоит вопроса, отчитываться ли о выполненных работах. Мы это делаем обязательно, потому что понимаем: на следующий год клиент может к нам не прийти.

Елена Химина, главный инженер ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района" (Ярославль):

- Сегодня в Заволжском районе города Ярославля общая потребность денежных средств на капитальный ремонт домов - 79 млн. рублей. Нашей организацией обследовано 100% домов, состоящих в управлении нашей организации. Это 646 единиц. Выполняем капитальный ремонт только в рамках 185-го Федерального закона. Других средств нет. Нами была направлена в Фонд содействия реформированию ЖКХ заявка на участие в адресной программе капитального ремонта на 2010 год 70 домов, а выделено денежных средств на ремонт 5 домов. Это совершенно недостаточно. Мы считаем, что эти вопросы необходимо поднимать на уровне города и области. Иначе поддерживать функциональность домов мы не сможем. Александр Лебедев:

- По капитальным ремонтам - обязательно будет формироваться региональный фонд. В мае в Казани пройдёт совещание, где регионам будет представлена методика их формирования.

Что делать?

Юлия Пепеляева:

- За восемь лет работы в системе жилищно-коммунального комплекса у меня сложилось чёткое убеждение, что ТСЖ - наиболее действенный и эффективный способ управления многоквартирными домами. Основное требование для успешности ТСЖ - управление им специалистами и заинтересованность самих членов товарищества. Что касается специалистов, то если председатель не в состоянии сам организовать всю работу, он может заключить договор с профессионалами. Преимущество же ТСЖ в том, что каждый собственник знает, на что потрачены деньги, сам решает - соглашаться на тот или иной ремонт в доме, тесно сотрудничает с РЭУ, а значит, знает сам всех работников. Но что ещё более важно - жители становятся неравнодушными к своему жилью.

Чтобы не допускать перегибов, достаточно работать честно и соблюдать закон и подзаконные акты. Зачем изобретать велосипед и что-то придумывать, когда в нормативных документах всё есть. Надежда Паутова:

- Хочу внести несколько предложений. В Ярославской области надо разработать и внедрить регламент по передаче документации от одной управляющей компании к другой. Также необходимо пересмотреть нормативы потребления ресурсов.

На уровне Госдумы надо разработать коммунальный кодекс. Нам, управляющим компаниям, он очень нужен. Александр Шилов:

- Готовится целый ряд документов в областной думе по урегулированию взаимоотношений между сбытовыми и управляющими компаниями. Свои предложения, любую информацию мы будем рады от вас получить.

Алексей Бараев, директор по связям с общественностью "Управляющая компания N1" (Ярославль):

- У меня пожелание одно: надо как можно больше информировать население. Жители часто не понимают многих нюансов, к примеру, по той же проблеме ОДН. Помимо самих управляющих компаний, власти должны приложить усилия к расшифровке тех задач, которые они ставят перед управляющими компаниями. Оксана Лысенко:

- Во многом выявлению и оперативному пресечению нарушений жилищных прав граждан, в том числе в деятельности управляющих организаций, способствует активная правовая позиция жильцов, выражаемая посредством направления обращений в контрольно-надзорные органы, специально уполномоченные органы госвласти.

Смотрите также: