Когда началась война, семнадцатилетний Николай Бочаров уже год жил в Москве у старшего брата, работал слесарем в автомастерской и только закончил курсы шофёров. Семнадцатилетнего парня отправили в самое пекло боёв под Ржев.
С июля 1941-го служил он на Западном фронте в 62-м отдельном автомобильном батальоне. На фронт вёз провиант и боеприпасы, а оттуда вывозил раненых.
- Едем мы по лесной дороге, колонна 40 машин. Вдруг налетают немецкие самолёты и "утюжат" нас. Пули свистят, взрывы, машины горят, свернуть некуда - кругом деревья. После налёта уцелели четыре машины, - вспоминает Николай Бочаров.
Когда в военкомате узнали, что Николаю нет 18, тут же комиссовали и отправили домой. Но там он не пробыл и двух дней. Сначала Бочарова отправили учиться в Муром, а в апреле 1942-го - в формировавшуюся 233-ю стрелковую дивизию. Начиналась Сталинградская битва.
Сражался Николай Бочаров наводчиком 76-мм орудия, потом стал командиром орудия. Подбил вместе с расчётом три немецких танка и получил медаль. Когда вручали награды, Николаю довелось пообщаться с Михаилом Шолоховым, который как раз приехал под Сталинград. Разговор получился короткий: всего пара фраз о том, каково это - бить немецкие танки.
Недолго пришлось ходить в артиллеристах: после того как прямым попаданием снаряда пушка была уничтожена, Бочарова перевели в разведку. Много было операций на счету ветерана, но больше всего запомнилась одна.
- Дело было в ноябре 1942-го: советские войска двойным кольцом окружали фашистов. Нужно было разведать обстановку, чтобы продвинуться вперёд. Меня и ещё четверых ребят отправили в разведку. Часам к пяти утра мы вышли к лесопосадкам, залегли и стали осматривать местность. Вдруг из блиндажа выбежал немец. Мы его схватили и потом с боем взяли блиндаж, из немцев не выжил никто, - рассказывает ветеран.
В нескольких метрах был ещё один блиндаж. Он был пуст, и разведчики решили переночевать в нём, оставив одного караулить. Не прошло и часа, как все вскочили по тревоге - наступали немцы. Завязался бой. Неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы не помощь нашего передового отряда, двигавшегося вслед за разведчиками.
- 97 человек мы взяли в плен. Они были одеты в тряпьё, небритые, обмороженные, на ногах валенки и обмотки, отобранные у деревенских жителей. Это были не те немецкие солдаты, что в 41-м наступали на нас. Нашими трофеями тогда стали пять часов, - вспоминает Николай Бочаров.
После Сталинграда Николай Иванович участвовал в боях на Курской дуге, освобождал Украину и Бессарабию, Румынию и Болгарию, Югославию и Венгрию. Был четырежды ранен.
Великая Отечественная война для него закончилась 14 июня 1945-го в лесах под Прагой, где он вместе с боевыми товарищами сражался с остатками войск СС.
Николай Бочаров давно на пенсии. Его окружают любящие дети, внуки и правнуки. Но он, несмотря на свои годы, до сих пор находит в себе силы, чтобы встречаться с ребятами и рассказывать им о той войне, которую нельзя забывать.
Смотрите также:
- В атаку шли молча. Сергей Рогожников связал с военной службой всю жизнь →
- Боялись попасть в плен больше, чем смерти →
- Некрасиво сейчас на что-то роптать →