Мы теряем «лицо» Ярославля. Исторический облик города искажается с каждым днём

   
   

простые горожане.

Виной всему - многочисленные новостройки в центре города и неумелые реконструкции старых зданий.

О  том, что происходит с памятниками архитектуры в регионе, и есть ли шанс спасти исторический центр города, мы беседуем с архитектором- реставратором, членом-корреспондентом Академии архитектурного наследия, кандидатом искусствоведения Вячеславом Сафроновым.

Удар по культуре

- Вячеслав Иосифович, последние события показали, что Ярославль чудом избежал участи попадания в список городов «культурного наследия ЮНЕСКО, находящегося под угрозой».

- Ситуация в Ярославской области отражает ситуацию в стране. Все недостатки управленческой системы и непроработанное законодательство в области охраны культурного наследия больно бьют по возможностям восстанавливать памятники и сохранять историко-культурное наследие страны. Помимо этого существует коррупция, страшные откаты… Практически все денежные потоки сосредоточены в руках Москвы, а в регионы поступают крохи. В таких условиях сложно ждать хороших результатов. В нашей области порядка 5 тысяч объектов культурного наследия, и каждый требует на восстановление и поддержание в хорошем состоянии миллионы рублей. На всю область в этом году выделено всего порядка 40 миллионов рублей.

- Каковы последствия столь незначительных финансовых вложений?

- Смешно говорить, как мы восстанавливаем памятники архитектуры. Государство финансирует только самые значимые и знаковые объекты. Большая часть памятников находится в аварийном состоянии. В области по последнему перечню из 14 осталось всего три города, носящих звание исторических. Это нонсенс! Огромное историко-культурное значение имеют гораздо больше поселений нашего края. Но их просто вычёркивают из списков. Кроме недостатка финансирования на реставрацию памятников архитектуры, важнейшая причина разрушения исторических городов – неграмотная и необоснованная современная застройка

- Причина только лишь в банальной безграмотности?

- Большинство чиновников, принимающих решения по застройке исторических городов, имеют смутное представление о том, как нужно вести эту работу. Им бы могли помогать специалисты, но они стали помехой для тех, кто хочет зарабатывать деньги. В результате на улицах городов вырастают чудовищные строения.

   
   

- Какие, например, в Ярославле?

- «Горка» на Первомайском бульваре, построенная вопреки требованиям ЮНЕСКО, каменные пристройки к деревянным домам на улицах Терешковой, Кооперативной, строительство зданий со значительным превышением допустимых объёмов и высоты – дом в конце улицы Терешковой, Трефолева, Успенский собор. Новый планетарий совершенно не вписывается в сложившуюся историко-архитектурную среду. Можно долго перечислять нарушения. К сожалению, все они, как правило, согласованы в вышестоящих инстанциях на уровне Министерства культуры. Общество находится в стадии деградации, и если ничего не изменится, это приведёт к полному уничтожению историко-архитектурного наследия не только в Ярославле, но и в России.

«Крышка гроба» для набережной

- Получается, мы теряем «лицо» Ярославля?

- Да. Историческая часть города, складывавшаяся веками, - его «лицо». И решение что-то построить или снести на этой территории имеет колоссальное значение, поскольку навсегда изменит образ города, который оценивается по исторической части. Это, простите, не Брагино или Заволжский район с типовой застройкой, которая есть в каждом городе. Историческое ядро - индивидуальность города. К примеру, строительство Успенского собора разрушило удивительную пропорциональную взаимозависимость исторических доминант города, иерархию ярославских храмов. Теперь это просто случайное огромное сооружение, которое довлеет над городом, задаёт совсем иной масштаб его восприятия.

- А что вы можете сказать о строительстве новой гостиницы на Волжской набережной?

- Гостиница по своим габаритам не вписывается ни в какие рамки. Её высота 18 метров, протяжённость около - 100! (высота 6-этажного жилого дома. – Авт.). По проекту у здания плоская крыша, скошенные углы, и с Волги оно будет смотреться в контражуре силуэтом, напоминающим крышку гроба. Мало того, мы потеряем при строительстве часть сквера у Вечного огня - нужно будет сделать стоянку для автотранспорта и подъезды. Власти совершают страшную градостроительную ошибку.

- Выходит, шанс получить статус «культурного наследия, находящегося под угрозой», вполне вероятен?

- Да, будущее исторического центра города, туристическая привлекательность выглядят весьма печально.

- А как обстоят дела с другими городами области?

- Знаете, чем меньше инвестиций в город, чем он беднее, тем, как это ни парадоксально, больше сохраняет своё историческое лицо. Конечно, он погибает в ямах и канавах, неблагоустроенной жизни, там рушатся фасады, но сохраняется историческая застройка, неповторимый облик.

Сейчас, пожалуй, Ростов - серьёзный претендент на вступление в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он сохранил историческую застройку, пока не испорчен в центральной своей части. При грамотной политике властей он мог бы стать туристической Меккой. Но всё может произойти и наоборот. Есть положительные результаты в развитии Углича, несмотря на нарушения, связанные с застройкой вблизи Волжской набережной. Интенсивно развиваются Мышкин, Переславль-Залесский, но там не хватает финансирования. Сложная ситуация в Рыбинске и Данилове.

Деньги против совести

- Архитекторы готовы пойти на всё, лишь бы выполнить заказ?

- Архитектор - человек с особыми знаниями и, выполняя заказ, он прекрасно понимает, какие могут быть последствия, если он нарушит то или иное правило. Вопрос профессиональной порядочности каждый решает для себя сам. Но бессовестных специалистов в наше время хватает. Есть, как ни печально, другая категория архитекторов - они ненавидят исторические города, такие как Ярославль, и считают, что «все купеческие домишки нужно снести, а на их месте построить что-то новое».

- А как же ответственность перед будущими поколениями?

- В том-то и дело, что главное правило при застройке исторического центра похоже на клятву Гиппократа – не навреди! Вот только этого зачастую не понимают ни чиновники, ни заказчики, ни сами архитекторы.

Смотрите также: