Примерное время чтения: 14 минут
436

Архитектурный беспредел. То, что мы не знали о Ярославле и его облике

Фото: АИФ

-  Вячеслав Иосифович, как вы считаете, изменился ли  подход к точечной застройке за последнее время после смены власти?

- Пришедшая команда взяла правильный курс на соблюдение законодательства по охране исторического центра как объекта всемирного культурного наследия. Все должно проходить в соответствии с нормативами,  разработанным регламентом, предметом охраны  и проектом зон охраны города. Правда, нормативы и предмет охраны, прописанные слишком обобщенно, требуют доработки. Очень важным моментом является соблюдение исторических межеваний кварталов, что позволяет  сохранить даже при новом проектировании исторически сложившийся масштаб и характер застройки центра города. К сожалению, такая простая истина, что в зоне ЮНЕСКО недопустимо строительство объёмов больше исторических, существовавших ранее на  месте застройки, не доступна пониманию не только многих заказчиков, но, как это ни печально, - и проектировщиков. А  ведь исторический центр Ярославля является градостроительной и архитектурной ценностью не только для наших горожан, россиян, но и для всего мира - наряду с центром Петербурга он входит в Список Всемирного Наследия  ЮНЕСКО. Конечно, соблюдение всех правил не может быть залогом успеха без архитектурного чутья, мастерства, необходимого уровня культуры и любви к Ярославлю.  Градостроительная и архитектурная ценность исторического центра определена от планировки  до формы крыш, которые должны оставаться неизменными. Только сохранив это культурное наследие, мы можем говорить, что живем в славном граде Ярославле.

К счастью, пришедшая новая городская власть демонстрирует понимание этих истин и это обнадёживает.  Естественно, не может быть и речи о новой точечной застройке в историческом центре, но ситуация сложилась крайне непростая. Предшественники постарались распродать большое количество участков в центре, при чём без должных обременений по отношению к древнему наследию, рядом с которым они находятся. Более того, был разработан новый проект зон охраны, снимающий целый ряд ограничений для нового строительства, а затем, по пожеланиям застройщиков центра, была дополнительно проведена корректировка согласованного проекта.

К заслугам ушедшей власти относится идущее полным ходом строительство огромного турецкого торгово-развлекательного комплекса за Вознесенским ансамблем на ул.Свободы. ТЦ закроет обзор интересного по архитектуре здания первой ярославской электростанции.

Понятно, что часть проектов в этих знаковых, исключительно важных местах города уже разработана и со стороны новой власти будет настоящим гражданским подвигом переломить эту печальную ситуацию в городе с застройкой его исторической части.  Продекларированный мэром запрет на точечную застройку в центре имеет к этому прямое отношение.

- Постройки, возведенные в последние годы – непривлекательны для города?

- Я бы не стал давать оценки, так как они уже все даны и общественностью, и специалистами. Хотелось, чтобы зодчие, занимающиеся возведением новых зданий в историческом центре города,  тактично подходили к застройке и руководствовались не только собственным творческим эго и превратно понимаемой креативностью, а принципом контекстуальности, средовым подходом, пониманием ансамбля города.

Например, в свое время большой шум наделало здание планетария. Строительство одного из самых современных в стране по оборудованию «окна во вселенную» -  явление выдающееся и имеет большое значение для развития образовательных и культурных функций города. Но его соседство с Николо - Мокринским ансамблем вызывает у многих недоумение. Диссонанс вносят и облезшие фасады с безобразно остеклёнными балконами и лоджиями расположенных напротив жилых зданий. Требуются большие работы по восстановлению целого куста архитектурных памятников, находящихся в непосредственной близости от планетария. Наверное, было бы идеально, если бы он расположился не в непосредственной близости от памятников, а в месте более новом, новом  во всех смыслах. Возможно, тогда бы удалось создать более гармоничную среду.

  Другим бурно обсуждавшимся перед тысячелетием города объектом стал Успенский собор. Самая главная ошибка в том, что собор по своей высоте примерно в 1,5 раза, а по объёму –  и того больше превышает исторический образец, который был утрачен в 1937 году, и то, что архитектура его совершенно надуманна и не имеет никакого отношения к историческому Ярославлю. Своим объемом он подавляет сложившуюся историко-архитектурную среду и соседствующие с ним памятники архитектуры, разрушает исторический силуэт и знаменитые своей ландшафтно-архитектурной гармонией речные панорамы города.  Вы сами видите, во что превратилась, например, рядом стоящая церковь Николы Рубленного XVII-го века  – в крошечную часовню. Это несомненный минус для города.  Российская Академия Архитектуры  единодушно признала  градостроительную ошибку Ярославля, о которой я предупреждал областную власть ещё на стадии рассмотрения проектов, однако, несмотря на все обращения – гиперболизированное здание собора было построено. Кроме того возникает вопрос о функциональности. Собор практически всегда пустует, кроме главных христианских праздников и редких приездов патриарха. А если посчитать, сколько уходит средств только на то, чтобы отопить его, или посчитать стоимость последующих ремонтов…

- Вы говорили о памятниках культуры, требующих восстановления, около планетария. О чем идет речь?

- Речь идет, прежде всего, о продолжении реставрации и последующей музеефикации дома Иванова, который находится напротив планетария, а также о руинированных остатках Манежа. Кроме того, в плачевном состоянии остаётся невосстановленный корпус  Малой мануфактуры, на котором нами  были проведены исследования и выявлена архитектура времени правления Петра I (первая четверть восемнадцатого века). Конечно, хотелось бы, чтобы  был полностью восстановлен  Николо – Мокринский церковный ансамбль с его уникальной монументальной живописью. Само это место чрезвычайно интересно в историческом отношении. Здесь, по указу Петра I, в начале XVIII-го века был построен оружейный двор, а затем – Малая мануфактура Затрапезновых. Пётр любил Ярославль, бывал в нём шесть раз и, наверное, следовало бы отметить это знаковое место монументом царя-ремесленника, как это сделано в Голландии и в Петербурге.

- Что можно сказать о колористике города? Кажется, или в последнее время архитекторы и впрямь увлеклись «раскрашиванием» Ярославля в розовый цвет?

- Действительно, очень много зданий было покрашено в красные, персиковые и  розовые тона.  Эти цвета не случайные, но, к сожалению, они не всегда точно подобраны.   Весь спектр желтых оттенков и, особенно - золотистая охра, характерен для эпохи классицизма, в период которого было построено большинство зданий исторического центра. Однако, исследования показывают наличие в историческом облике города и бордового, и зелёного, и серого, и бежевого цветов, изредка – белого. К сожалению, иногда при исследовании колористики архитекторы принимают первичный белый подкладочный слой за цвет фасада, в результате здания теряют свою архитектурную выразительность, а белый вскоре превращается в грязно-серый.

- По вашему мнению, исторический центр должен быть исключительно деловой зоной или жилой?

 -  В последнее время, исходя из практики крупных европейских городов, все больше деловых центров возникает за  пределами исторического ядра. Можно вспомнить примеры прошлого века – и Докланд в Лондоне, и Дефанс в Париже.  И это понятно – исторический центр не в состоянии обеспечить эту колоссально возросшую функциональную нагрузку. Он  требует расширения границ, деловые части можно переносить за его пределы. За счёт улучшения  зонирования можно разгрузить ситуацию на дорогах. А то, что на окраинах находятся  крупные ТЦ-это неплохо, но дополнительно нагружает окружную магистраль, которая давно требует расширения и реконструкции. Периферийные части города также должны развиваться. Будущее  Ярославля, как мне кажется, за грамотным развитием эпицентров, притягивающих к себе людей: культурных, деловых, административных, туристических. Например, некоторые департаменты вполне можно вынести за пределы центра.

- Какие глобальные проблемы замечены в облике нашего города, в частности, его исторического центра?

-  Не буду говорить о благоустройстве города и состоянии дорог – эта незадача известна всем, и она всё-таки стала постепенно решаться. Одна из основных проблем Ярославля – просто чудовищная по своему качеству, количеству и безвкусице реклама, не соответствующая принятым для исторического города нормам, не увязанная со стилистикой зданий. Наглядный пример представляют собой улицы Комсомольская и Первомайская. Огромное количество безобразных ларьков и временных пристроек дополняют эту безрадостную картину.

 Другая проблема – трущобный облик фасадов, сформировавшийся в последние 10-15 лет, что связано ни с кем не контролируемым при ремонтах уничтожением архитектурных деталей фасадов, стихийным остеклением балконов и лоджий  («Кто во что горазд!») и их значительным обветшанием. Пройдитесь, например, по улице Свободы  и проспекту Толбухина и убогая картина предстанет во всей красе. А ведь грамотное согласованное остекление балконов тех же хрущёвок могло бы просто преобразить их облик!

Очень часто люди, въезжающие в дом, меняют старые окна. И все бы ничего, только они все получаются разных цветов, и дом выглядит просто жутко. Другая проблема: каждый магазин, коих в жилых домах на первых этажах развелось предостаточно, делает свой вход, непременно отличающийся от всех остальных, и открашивает кусок фасада около него в неподражаемо яркий цвет, не имеющий ничего общего с основной  цветовой гаммой здания. И получаются нелепые цветные заплатки.  Проблема еще в том, что при старой команде (мэр и губернатор) были ликвидированы должности главного архитектора и художника, в обязанности, которых и входила надзорная деятельность за эстетическим обликом города. Должности пока не восстановлены. Хорошо, когда общественность не остается в стороне –  ведь многие проблемы можно решить на местном уровне, если не быть равнодушным.

Ярославль, особенно его историческая часть, удивителен. Если грамотно подойти к историческому ландшафту, то его красота станет еще более эффектной и полезной. Все это располагает к постоянному ощущению праздника, особенно летом. И, конечно, воодушевляют красивые исторические здания. Увы, в современном зодчестве особых шедевров мы пока не наблюдаем.

- В чем причина этого?

- Причина, прежде всего в архитектурной школе. Что прививают студенту, какое отношение формируют в нём к памятникам культуры и исторической среде –  такой отклик это находит в работе специалиста. Если их не учат трепетно относиться к историко-культурному наследию, то они считают его элементарной помехой собственному творчеству. И, к сожалению, современные зодчие  часто страдают отсутствием художественного вкуса и невысоким уровнем культуры. Впрочем, после стольких лет советской власти –это неудивительно. Постоянное подавление эстетического начала в человеке, всеобщая стандартизация всего, включая мышление,  должны были дать свои плоды.

- Есть ли у нас архитекторы, способные вписать новое здание в историко - архитектурную среду?

- Мне жаль, что раньше времени ушел из жизни Виктор Петрович Степанов.  У него были  очень тактичные, интересные постройки, которые не раз становились лучшими зданиями года. Например, банк на проспекте Октября, который сейчас бездумно обшивается утеплителем. Совершенно удивительный органичный подход, чуткое отношение к исторической среде, природному наследию, к масштабу этого района.  Довольно удачно застраивала центр и уехавшая в Петербург Антонина Николаевна Мишина. Таких мастеров сейчас нет, как это ни печально.

Подводя итог, стоит сказать, что не смотря ни на что, город  ещё можно спасти и превратить его в один из красивейших и комфортных, если очень постараться.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах