Очарование старины. Какие ярославские храмы нуждаются в восстановлении

Татьяна Юрьева / Из личного архива

В последние годы всё больше сёл и деревень исчезает с карты Ярославской области. Однако там, где ещё остались местные жители, активно начинают… восстанавливать церкви. Чем дороги людям древние разрушенные святыни? Какие тайны они хранят?

   
   

Об этом мы поговорили с доктором культурологии Татьяной Юрьевой, которая занимается изучением сельских церквей Ярославской области и стала одним из авторов книги, посвящённой истории старинного села Курба и его храма Казанской иконы Божией Матери.

Сохранение наследия

Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Татьяна Владимировна, сейчас появилось немало благотворителей, создаются целые общества добровольцев, которые собирают деньги на реконструкцию сельских церквей. Зачем восстанавливать заброшенные храмы?

Досье
Татьяна Юрьева родилась в Ярославле. Окончила историко-филологический факультет ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Профессор кафедры журналистики и издательского дела ЯГПУ. Доктор культурологии.
Татьяна Юрьева: Восстановление храмов - это сохранение истории нашего края, нашего культурного наследия, самой русской земли. Церковь - это своего рода памятник труду и вере человеческим. Каждая из них неповторима и достойна возрождения. Спасая храмы, мы будто встаём в один ряд с их создателями.

- Чем интересен Казанский храм в Курбе, почему вы решили о нём написать?

- История создания книги такова. Существовала машинописная рукопись Николая Сергеевича Галкина, краеведа из Курбы, написавшего историю своего села в 70-80-е годы прошлого века. И в Ярославском областном отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры решили эту рукопись издать. Но когда стали работать над книгой, появилась мысль добавить в неё текст об уникальном храме Казанской иконы Божией Матери, поскольку автор вопросы религии почти не затрагивал.

В отделении ВООПИиК дополнить книжку предложили мне, и я с радостью согласилась, хотя и не ожидала, что работа будет такой сложной.

   
   

Как раз в это время меня пригласили на заседание муниципалитета, посвящённое развитию Ярославского района. И когда подняли тему туризма и сохранения памятников, я выступила с докладом, в котором одной из главных была мысль о том, что храм Казанской иконы Божией Матери в Курбе - самый, наверное, уникальный в Ярославском районе. И если уж что сохранять, на что тратить силы и средства, то в первую очередь на него.

Казанский храм в Курбе полон тайн и загадок. Фото: Из личного архива/ Татьяна Юрьева

Памятник гибнет

- В чём уникальность храма?

- Такого типа архитектуры мы не встретим нигде больше в Ярославской области - это 16-лепестковый центрический храм, огромный, с беспрецедентной площадью стенных росписей - 300 с лишним сюжетов. Те, кто создавал фрески, были не рядовыми мастерами - они прекрасно знали западноевропейские гравюры, были хорошо образованы, эрудированны.

Но, к сожалению, с каждым годом этих удивительных по красоте фресок всё меньше и меньше - они гибнут прямо на глазах. Храм срочно нуждается в реставрации.

- Когда и кем он был построен?

- Сначала считалось, что храм начали строить Нарышкины, которым принадлежала часть села. Но в архивах удалось найти челобитную митрополиту Ростовскому и Ярославскому от Михаила Камынина, одного из владельцев села. В ней он просил дать ему разрешение построить новый храм, потому что в старом деревянном, где и находилась чудотворная икона Казанской Божией Матери, народ просто не вмещается. Река Курбица в то время была судоходной, шла бойкая торговля, часто проводились ярмарки, народу приезжало много. И люди жаловались, что не могут даже подойти к чудотворной иконе.

Через некоторое время началось строительство Казанского храма. К сожалению, храмозданная надпись о том, кто же и когда создавал храм и тщанием каких заказчиков, не сохранилась. Можно предположить, что построен он был в 1770 году, причём в строительстве участвовали и Нарышкины, и Камынины, и другие прихожане, возводили церковь всем миром.

XVIII век - достаточно печальный для провинции: царь Пётр, когда начал возводить Петербург, запретил каменное строительство в провинциальных городах. Если говорить о  Ярославле, то сооружений XVIII века в нём очень мало. Поэтому такое грандиозное строительство на селе - очень значительное явление.

Кроме того, там замечательная колокольня - она XIX века, пятиярусная, стройная, гармоничных пропорций, это столичный вариант архитектуры. Её можно поставить в один ряд с нашей Пореченской колокольней, одной из самых высоких в области, и затопленной колокольней Никольского собора в Калязине.

Много поводов, чтобы этот храм восстановить и им гордиться.

Фото: Из личного архива/ Татьяна Юрьева

Бегство «первого диссидента»

- В советское время храм был действующим?

- Нет, там находилась тракторная станция. Потом он долгое время пустовал. А вот рядом находится село Васильевское, где есть две старинные церкви - Смоленская и Спасская, которые никогда не закрывались. В одной из них как раз и сохранилась чудотворная икона Казанской Божьей матери. Люди долгие годы её прятали от советской власти, а потом вернули в церковь. Но кто именно - пока установить не удалось. Смоленский храм сейчас восстанавливается, а икону увезли на реставрацию.

- Именно оттуда бежал от гнева Ивана Грозного князь Андрей Курбский, чей род получил фамилию от села Курба?

- В Курбе существуют свои мифы и предания вокруг князя. Местные жители утверждают, что Андрей Курбский был в своей вотчине последние дни перед побегом из страны, хотя подтверждающих документов на этот счёт нет. Князя принято называть «первым русским диссидентом», так как он обличал самого царя,  высказывался против его порядков и принципов власти и в результате, боясь царской опалы, вынужден был бежать в Польшу.

А убегал через подземный ход, который шёл от Спасского храма, перестроенного из палат Андрея Курбского, к Казанскому. Его вотчину потом разнесли царские опричники - камня на камне не оставили.

Это по преданию. Но, чтобы проверить, является ли фундамент Спасского храма частью бывших палат Андрея Курбского, надо проводить археологические исследования.

Якобы этот подземный ход существует до сих пор, хотя и был завален отцом Фёдором Ивановым, чтобы туда не лазили посторонние.

Жители Курбы также убеждены, что в нижних рядах фресок Казанского храма и рассказывается история этого бегства. На самом деле там изображена история обретения иконы Казанской Божией Матери. Это же церковная живопись, светские сюжеты с трудом проникали в её канву. Да и сохранность фресок не очень хорошая, но жители хотят видеть и видят в настенных росписях Андрея Курбского.

Духовный центр села

- Какова дальнейшая судьба храма?

- Отец Фёдор Иванов пытался проводить его реставрацию в 80-е годы прошлого века. По всей видимости, чинили кровлю, восстановили одну из глав, так как она совсем обрушилась. Но средств было мало, реставрация остановилась, и до сегодняшних дней больше никаких работ в церкви не проводилось.

Сейчас проблема восстановления этого храма - самая актуальная. Пока решается вопрос, кто будет его собственником - церковь или государство. От этого зависит его дальнейшая реставрация и восстановление. Поэтому дело идёт медленно. После заседания муниципалитета только заколотили окна первого этажа и сделали двери с замком. Но, слава Богу, хоть обратили внимание на проблему.
Кроме того, появился московский благотворительный фонд «Белый ирис», который несколько лет собирал средства на реставрацию Казанского и других сельских храмов. И уже вот-вот начнут работу по восстановлению кровли и куполов - это самое главное, там же всё протекает, фрески намокают и осыпаются прямо на глазах.

- Сейчас церковь действующая?

- Службы ведутся только по праздникам. На престольный праздник в честь Казанской иконы Божией Матери народу приезжает много, и не только из Ярославля.

Церковь - духовный центр любого поселения. Стоящий посередине большого села огромный разрушенный храм - это нонсенс, я считаю.

В Курбе церковь должна быть отреставрирована. У людей, живущих вокруг развалин, какое сознание формируется? Ведь с какой стороны ни посмотришь на село, всегда это органично сложенный пейзаж, доминантой в котором является храм. Убрать его - и в этом месте будет зиять дыра.

Это культурное пространство, которое создавалось веками, а мы возьмём и уничтожим его, забудем, развалим? Кем мы тогда будем?

Смотрите также: