Когда туристы въезжают в «Золотое кольцо», у них дух захватывает от потрясающей красоты древности. Именно такое впечатление производит Ростовский кремль - величественный и великолепный, сказочный и таинственный, со своей неповторимой атмосферой благовения и умиротворения.
Что особенно привлекает туристов в наших старинных городах и храмах, каковы новые языки общения в современном музее – об этом и многом другом «АиФу» рассказала директор Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» Наталия КАРОВСКАЯ.
РЕДКИЙ ПАМЯТНИК ИСТОРИИ
- Наталия Стефановна, каково, по вашему мнению, назначение музеев в современном обществе?
- Расскажите, пожалуйста, почему Ростовский кремль привлекает столько туристов? Он входит в десятку лучших по стране?
- В России тысячи музеев, и категории у них разные, поэтому единого рейтинга просто не может существовать. Я бы не стала заявлять, что мы входим в десятку лучших. Во-первых, по какому критерию? Посещаемость? Есть маленькие музеи, которые вмещают 20-40 человек, но это не значит, что они хуже. Они очень значительны, прекрасно развиваются. Есть государственные и частные музеи, и такое многообразие замечательно. И таких задач – войти в рейтинги - мы себе не ставим. Мне кажется, важнее двигаться вперёд, развиваться по отношению к себе вчерашнему.
Что же касается притягательности Ростовского кремля для посетителей, она заключается в том, что это действительно уникальный объект, редкий памятник истории великолепной сохранности - здесь практически нет поздних включений. Хочу подчеркнуть, что ансамбль не просто сам сохранился, его сохранили. И это была работа многих поколений, это заслуга, прежде всего, музея, который ростовцы открыли в стенах кремля для спасения архитектурного ансамбля архиерейского двора.
- Как музей появился на свет?
- История Ростовского музея началась как гражданская инициатива. Утратившая свой статус после перевода кафедры из Ростова в Ярославль в 1788 году, бывшая резиденция митрополита Ионы III пережила тяжёлые времена. Почти век ансамбль кремля находился под угрозой гибели. Спасением стало устройство музея церковных древностей. Ростовцы не могли смириться с мыслью, что кремль будет разрушен. Инициаторами создания музея выступили ростовские купцы, краеведы Андрей Титов и Иван Шляков, архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан (Руднев), ярославский губернатор Владимир Левшин, представители Московского археологического общества. День рождения нашего музея - 28 октября (10 ноября) 1883 года.
- Какие тайны скрываются под сводами кремля?
- Ансамбль существует более 200 лет, поэтому неудивительно, что многое до сих пор остаётся тайной. Поскольку не сохранились интерьеры, мы можем только догадываться, как были устроены царские покои в Красной палате, где стоял трон. Многие вещи мы можем только предполагать.
КЛЮЧ К «КУЛЬТУРНОМУ КОДУ»
- Можно ли быть хранителем старины и одновременно - современным музеем? Или можно выжить музею сегодня и без этого?
- Безусловно, важнейшая задача музея – сохранять памятники истории и культуры. И если ограничиваться этим, выжить, конечно, можно, но привлечь посетителя сложно, особенно молодого, потому что с молодым посетителем надо разговаривать на его языке. Поэтому для нас крайне важно трансформироваться из хранилища артефактов в «живой» музей, искать инструменты общения с посетителем, не просто предоставить возможность созерцать объект хранения, а дать почувствовать время, стиль, событие. Именно поэтому мы стараемся «выйти» за пределы музея, без менторства и дидактической скуки интегрироваться в самые различные городские сообщества, стать центром их объединения. И приходится использовать самые различные инструменты, порой абсолютно нестандартные.
- Каковы сегодня запросы у туристов, что они хотят увидеть, в том числе иностранные гости?
- Иностранные гости больше тяготеют к классическим экспозициям, они очень любят смотреть иконы. Живописью европейца не удивишь. В Европе даже в самом маленьком городе есть галереи, где представлена живопись XIV - XV веков. У нас такая древность только в центральных музеях. А вот древнерусское народное искусство – очень интересно для иностранных гостей. Для них это ключ к «русскому культурному коду». В современном искусстве его сложно увидеть, потому что оно более размыто, более интернационально.
Российские туристы очень хотят во время визита в кремль увидеть, где снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Я считаю, что это нормально, этот интерес надо удовлетворить. Главное, под этим соусом всё-таки подать главное блюдо.
В экспозициях музея есть много уникального. Например, костяные коньки рубежа XII – XIII веков, элементы судна викингов или западноевропейский меч Х века. Митрополичий сад Ростовского кремля прекрасен в любое время года. Изначально он являлся неотъемлемой частью архиерейской резиденции, был устроен при митрополите Ионе, в конце XVII века, когда завершалось формирование ансамбля Ростовского кремля. В конце 90-х годов прошлого века сад был реконструирован с полным научным обоснованием. Сегодня это единственный в России реконструированный средневековый сад архиерейской резиденции.
- Нужно ли, на ваш взгляд, школьников обязательно водить в музеи?
- Не надо приводить детей принудительно. Но надо понимать, что маленький ребёнок никогда сам не сможет прийти в музей, это могут сделать только взрослые - учителя или родители. Поэтому важно тщательно продумать визит с ребёнком, чтобы задеть нужные струны, вызвать неподдельный интерес.
- Вы всегда хотели заниматься такой работой, стремились к этому или пришли сюда случайно?
- С детства я мечтала о музыке. Я музыкант по профессии, окончила Гнесинский институт, преподавала в университете. Музей для меня открылся с того момента, как я попала в фонды и увидела, как хранятся вещи, поговорила с хранителями, смогла прикоснуться к этому удивительному миру. Это переворачивает. Это как манок, магнит, который заставляет тебя приходить в музей ещё и ещё раз. А потом постепенно приходит осознание, что музей - это великолепное поле для самой разнообразной деятельности, где есть место и для научной работы, и для творчества, и общения с людьми, и музыки.
ДОСЬЕ
Наталия Коровская родилась в Ярославле. Окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных. Работала в Ярославском музее-заповеднике, где изучала колокольные звоны. В 2002 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Феномен колокола в русской культуре». Возглавляет ГМЗ «Ростовский кремль» с 2010 года.
Смотрите также:
- Неизвестное об известных. Салтыков-Щедрин писал своих героев с ярославцев →
- Сберечь историю. Для чего мы должны хранить памятники культуры →
- Колокольный перезвон – музыка ветра и неба →